Создание и защита деловой репутации менеджера

1021
11 минут

Что такое репутация? Русское слово «репутация» произошло от латинского «reputatio» и включает в себя значения раздумывание/размышление и приписывать/прибавлять. Поскольку французский язык вышел из латинского, в нём имеется переработанный аналог — «renommee». Все эти слова означают общественное мнение о чём-либо.

Деловая репутация менеджера — это общественное мнение о его способностях в управлении и достижении бизнес-целей, отражение профессионализма, знаний, лидерских качеств и результатов, которое формируется на основе реальных дел, профессиональных навыков, а также отзывов, рекомендаций и отношения коллег, подчиненных, партнеров и клиентов. Может быть положительной, если менеджер успешен, или отрицательной, если он неадекватно выполняет свою работу и/или имеет проблемы с эффективностью. Является важным фактором при принятии решений о карьерном росте и возможности получения новых должностей или проектов.

Как же создаётся деловая репутация менеджера? Она начинает формироваться с момента, когда человек принимает решение о том, что хочет стать профессионалом и управленцем в том или ином виде бизнес направлений и поступил в профильный ВУЗ.

Первым, кто запомнит нашего подопытного, будут его коллеги: студенты и преподаватели. Следующими станут люди, принявшие на учебную практику. Если тема диплома имеет отношение к реальному бизнесу, то и это место оставит след. Все предприятия и компании, где он работал, естественным образом остаются в его репутационном пути.

За время реальной работы человек обрастает опытом и умениями. Например, управленческими навыками. Сначала он показывает себя специалистом, а потом, по мере роста профессионализма, получает возможность возглавить какое-либо подразделение, отчего появляется шанс улучшить свой скилл. Понятно, что процесс длится не один год и даже не одно десятилетие. Разнообразный опыт приходит не сразу.

В наше цифровое время, казалось бы, проще простого проверить деловую репутацию любого человека, вот только это не всегда так. Дело в том, что проверка и сбор информации о менеджере сегодня — это товар, услуга, которую успешно продают некоторые компании, а также мои коллеги — работники служб безопасности.

Основным посылом заказчиков такой услуги, разумеется, является сбор негативных фактов. Крайне важно, кто устроится в компанию, насколько этот человек адекватен и не придется ли впоследствии избавляться от него, если он, к примеру, имеет зависимости от наркотиков или является злостным коррупционером. По сути, такой запрос подразумевает под собой страх. Страх за успешность компании, страх за инвестиции и деловую репутацию компании, страх за то, что неадекватный руководитель может ухудшить положение или не сможет совершить качественный скачок в рейтингах компании.

Продавцы страха прекрасно понимают желание клиента, но также знают и меру своей ответственности. Они всегда будут стараться найти компромат на человека. Если исследуемый состоит в каком-либо чате или группе, то тот, кто анализирует и собирает информацию, никогда не узнает причины, по которой исследуемый попал туда. Мне встречались моменты, когда талантливый менеджер не получал работу, потому что была выявлена его подписка в определенном телеграм-канале. Тот, кто собирал «досье», указал этот факт как компрометирующий деловую репутацию. На самом деле, подписка была оправдана тем, что менеджер в рамках своей общественной деятельности изучал его и боролся с идеями, что там пропагандируют.

Были примеры судебных исков в отношении компании, в которой трудился исследуемый менеджер, трудовые споры. Такие примеры, не задумываясь, относились к разряду стоп-факторов, хотя, при более подробном изучении, они оказывались вполне оправданными и согласованными с руководством компании.

При изучении ближайшего круга общения в справки или отчёты очень часто включаются люди, с кем кандидат якобы общается. Это друзья из социальных сетей. Можно ли на основе этого сделать вывод о человеке, если у него в друзьях 2000 человек? Даже по теории вероятности среди них обязательно попадутся, мягко говоря, неправильные люди с различными склонностями. Очень часто можно увидеть, что наш исследуемый общается с такими элементами, в то время как он сам об этом даже не подозревает!

Давайте представим, что мы исследуем профессионала в какой-либо области бизнеса. Что мы увидим на страничке в социальной сети человека, находящегося на верхних ступенях пирамиды Маслоу? Статьи на профессиональные темы, профессиональные комментарии под интересными ему постами. Он делится своими мыслями и идеями, повышает экспертный уровень. Мы увидим в списке друзей таких же профессионалов из этой же области, массу последователей его идей, представителей конкурентов, которым интересны его идеи. Также под комментариями и статьями в социальных сетях всегда присутствует масса хейтеров. Это закон жанра. Хейтерам необходим хайп. Так многие получают просмотры и прочие плюсы от социальной сети.

Но что же мы получим в отчёте? Исходя из этих данных, мы узнаем, что исследуемый водит дружбу с конкурентами, или что у него есть друг из лиги БДСМ. Из-за такого на работу точно не возьмут.

Обратили внимание, что приведённые выше примеры мало относились к профессиональным компетенциям? Я умышленно показал вам, как происходит подмена понятий: вместо деловой репутации — личная жизнь. Именно такой подменой понятий продавцы страха повышают ценность своих исследований: формируют эксклюзивность, привязывают к своим услугам. Самое отвратительное, что, находясь в деловых отношениях и переживая о своей востребованности, они намеренно совершают эту ошибку. Чем больше несуществующего компромата, тем выше стоимость справки. Впоследствии всегда можно сказать: «А я предупреждал!» Насколько ценна и релевантна такая информация, решать только заказчику. Чтобы понять объективность полученных данных, нужно иметь знания о том, как и где берется та или иная информация, как и кто формирует отчёт.

Особенно важно знать о том, кто компилирует данные. Например, есть информация, что исследуемый менеджер увлекается бильярдом. Что знает о бильярде среднестатистический человек? Азартная игра, часто на деньги. На ум сразу приходит фильм «Классик». В сюжете обязательно присутствуют криминальные авторитеты, плохие парни, продажная любовь, телохранители, стрельба, продажные сотрудники милиции, а интрига закручена вокруг игры в бильярд. Даже в сериале «Место встречи изменить нельзя» Глеб Жеглов, начальник отдела по борьбе с бандитизмом, нашел жулика в бильярдной! Где же ещё его искать? Однако в конце фильма «Классик» показывают ветеранов с наградами, которых пригласили на открытие бильярдного клуба. Глеб Жеглов с легкостью выиграл жулика, а, значит, он катал шары лучше. Где же он смог так натренироваться? Даже не знаю…

Человек, который мыслит подобными стереотипами, с уверенностью сможет сделать вывод, что бильярд — средоточие зла и всенепременно подразумевает криминал. Если отчет по нашему менеджеру будет оформлять такой кадр, то любая активность исследуемого в бильярдной будет подаваться в качестве стоп-фактора. Не стоит забывать, что бильярд называют «круглыми шахматами». Порой, комбинации необходимо просчитывать на несколько ударов вперед. Эта игра развивает стратегическое мышление, коммуникативные навыки и координацию движений.

Такая характеристика, безусловно отразится на деловой репутации.

Какие ещё существуют распространенные пути при проверке деловой репутации менеджера? Один из самых простых — это сбор информации на предыдущем месте работы. Давайте более подробно разберём его объективность.

По нашему заказу кто-то звонит на предыдущее место работы нашего потенциального кандидата. С кем звонящий будет вести беседу? Какова вероятность, что он попадет на первое лицо компании или на руководителя заинтересовавшего нас менеджера? Кто может дать адекватную и, что самое главное, правдивую информацию, раскрывающую нашего менеджера с профессиональной стороны?

Профессиональные комментарии по сути вопроса нам могут дать бывший руководитель нашего кандидата или лицо, которое пришло ему на смену, и то не факт, что они окажутся дельными. Руководитель очень талантливого и незаменимого сотрудника постарается удержать его всеми способами. Если же такого не произошло, то в чём проблема? Не берем во внимание объективные причины по типу смены локации. Вдруг наш менеджер в своих компетенциях превзошел своего руководителя? Какую характеристику вы получите тогда?

Тот, кто сменил сотрудника, первое время будет транслировать мнение, которое было сформировано руководителем. Безусловно, приняв хозяйство, он составит своё, но практика показывает, что большинство руководителей первым делом стараются окружить себя верными людьми, а для таких рокировок необходима легенда. Обычно в легенде говорят, что всё плохо, что необходимы переделки, которые можно свершить только со своей командой. Значит ли это то, что обратная связь будет объективна? Сомневаюсь.

Представители других функций объективной информации о нашем кандидате предоставить не смогут. Даже звонок представителям СБ может стать впустую потраченным временем.

Например, однажды состоялся звонок в службу безопасности предыдущего предприятия от службы безопасности новой компании, проведённый с целью проверки профессиональных качеств претендента. Каков был ответ? Ничего не знаем. Пришёл, как и все «москвичи», на большую зарплату, поработал полгода и уволился, наверное, потому что мы стали за ним наблюдать и не дали воровать.

Это невыдуманная история! Представитель СБ даже не предполагал, что специалиста приглашали на проектную работу и проект длился, примерно, шесть месяцев! Он не понимал, как можно отработать в компании и не захотеть остаться! Зато счёл своим долгом выразить субъективное мнение и рассказать, что какие-то люди плохие, а он высшее существо, преисполненное достоинства, не сообщив о профессиональных качествах исследуемого абсолютно ничего.

Низка эффективность наведения справок и у подчинённых потенциального кандидата. Представьте себе, как среднестатистический сотрудник будет хвалить своего руководителя? Такое возможно, если руководитель был в прямой видимости, если, помимо руководства, он вживую объяснял свои решения. Если же работа предполагала удалённый характер, то объективности в оценке руководителя можно не ждать. Это происходит по одной простой причине — многие действия руководитель предпринимает исходя из собственных мотивов, которые не объясняет сотрудникам.

В качестве эксперимента попробуйте рассказать своё мнение о любом сложном проекте пяти людям, находящимся от вас на расстоянии, без живого контакта. Кто-то не поймет, потому что он визуал, кто-то — аудиал, а кто-то потому, что просто не хочет понимать! Теперь представьте, что подчиненные смогут рассказать о профессиональных качествах руководителя без подмены их личными качествами. Мало кто задумывается, почему и как руководитель принимает решения. Тот, кто задумывается, сам станет в будущем руководителем. Вероятность того, что вы попадете именно на такого человека, крайне мала.

Так что же делать? У меня для вас есть несколько советов.

Советы для работников. Коллеги, почаще задумывайтесь о чистоте репутации. Если у вас есть страничка в социальной сети, знайте, её будут изучать.

1.     Старайтесь не добавлять в друзья аккаунты с ярко выраженными антисоциальными стремлениями.

2.     Определитесь сразу, что вам важней: политические лозунги или карьера. Это очень важно для профессионалов.

3.     Не старайтесь обмануть систему. Не заводите много аккаунтов на один телефон, не подписывайтесь на непонятные каналы и паблики. Современные методы открытого сбора информации позволяют определить кто реальный пользователь аккаунта. Ваши хитрости будут видны!

4.     Соблюдайте цифровую гигиену. Помните, что вы можете нарваться на сборщика и анализатора информации о вас с очень узким кругозором.

5.     Вы должны понимать, что, если у вас «угнали» аккаунт, чтобы писать что-то противоречащее вашим жизненным принципам, то этот факт будет сложно объяснить, да и спрашивать никто не будет. Ваша профессиональная компетенция просто не дойдет до интересных проектов.

Советы для работодателей.

1.     Начните с правильного технического задания. Не просите «компромат». Не просите проверить «нормальный ли он». Каждая из профильных компаний, занимающихся подобным бизнесом, насобирает вам столько всего разного «компрометирующего», что невозможно будет составить правильные выводы. Перепроверить не получится. Вы же не сможете задать вопрос: «А правда, что ваш друг входит в сообщество любителей БДСМ?». Может последовать встречный вопрос: «А откуда вы это узнали?». Который может задать вам, уже следователь прокуратуры.

2.     Не тратьте деньги зря. В техническом задании попросите подтвердить или опровергнуть достижения кандидата, которые он описал в своем резюме. Вам будут интересны несколько значимых пунктов: зависимости кандидата, уголовное прошлое и профессиональные достижения. Ограничьтесь этим, потому что остальное можно с легкостью проверить с помощью собеседования, правильно выстроенного интервью. Помните, вы приглашаете на работу профессионала, от которого зависит ваш бизнес!

Все примеры в статье основаны на реальных событиях, происходивших в разных компаниях и географических точках.

Друзья, всем безупречной деловой репутации!


Автор: Кочанов Владимир  

Создатель площадки sbprobiz.  Член экспертного совета ICSA (Международная Ассоциация Корпоративной Безопасности)

https://icsa.club/ru/
https://t.me/ICSA_NEWS