Безопасность, как технология

951
5 минут

Настоящая статья содержит развитие идей и подходов, рассмотренных в материале "Безопасность: состояние или ощущение"

Современный мир технологичен и технологии непрерывно развиваются.

Давным-давно, если человек нуждался в каком-нибудь изделии или инструменте, то делал их самостоятельно – кустарно. Позднее, появились специалисты, профессионально изготавливающие такие вещи – ремесленники. Для увеличения производительности, кто-то додумался разделить процесс производства на несколько более простых операций и поручить их выполнение нескольким работникам – возникла технология. В дальнейшем к этому добавилась механизация и автоматизация.

Аналогично развивалась и торговля: от простого товарообмена, к продаже излишков урожая и далее, вплоть до современных логистических компаний и торговых сетей.

Технологии привлечения покупателей и стимулирования спроса вообще вышли за рамки товарно-денежных отношений, так как в их основе лежит психология и эмоциональное манипулирование.

Одной из немногих сфер нашей жизнедеятельности, которую почти не затронул технический процесс, остается безопасность.

100 000 лет назад вход в пещеру охранял первобытный человек, вооруженный дубиной… Сегодня их потомки заняты тем же в офисных и торговых центрах.

Дух ремесла сохранился и на линии обеспечения экономической безопасности. Некоторые контроли удалось автоматизировать, но в целом, работа по-прежнему осуществляется «по месту» и управляется вручную. Оценка эффективности дается на основе личного, часто субъективного, мнения руководителя. Результаты работы в большой степени зависят от личных и деловых качеств сотрудника и его профессионализма. Зачастую с уходом грамотного «безопасника», процесс замедляется или останавливается вовсе.

Для многих современных управленцев словосочетание «корпоративная безопасность» пахнет нафталином, ассоциируется с ничем не обоснованными запретами и ограничениями, неудобными процедурами.

В этих условиях многие работодатели не видят ценности в подразделениях безопасности, выделяя больше внимания и ресурсов внутреннему аудиту, юристам, аналитикам по управлению рисками.

Пора эволюционировать!

Современный мир технологичен и процесс обеспечения безопасности также должен превратиться в технологию, когда все действия разбиты на операции, которые в свою очередь выстроены в последовательность и взаимоувязаны. Где алгоритм принятия стандартных решений определен, неизменен и не зависит от исполнителей, а механизм работы с исключениями выработан. Где результат работы СБ измеряем и влияет на успех всей организации.

В настоящей статье рассматривается только технологический аспект обеспечения безопасности, а более детально с терминами, определениями и метриками мы познакомимся в следующих публикациях.

Итак, цель любой коммерческой структуры – извлечение прибыли. Основной показатель эффективности компании - EBITDA. Роль безопасности – сокращение ее расходной части, путем уменьшения потерь от фрода и неэффективности.

Поэтому, гоните своих «безопасников» прочь, если они не смогут объяснить:

- Какова их роль в успехе бизнеса предприятия?

- Как измерить результат их работы?

- Как их работа влияет на EBITDA?

Для тех, что останутся, применяем Теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ).

По мнению автора метода, вначале необходимо вообразить идеальный результат, а затем постараться устранить препятствия, мешающие его достижению.

Wikipedia поясняет, что всё должно остаться так, как было, но либо должно исчезнуть вредное, ненужное качество, либо появиться новое, полезное качество. Основная идея в том, чтобы избегать существенных (и дорогих) изменений и рассматривать в первую очередь простейшие решения.

Включив креатив на полную мощность, формулируем задачу:

Как обеспечить экономическую безопасность, если Вам лень ею заниматься?

... или, в контексте Теории - моделируем условия, которые приведут к желаемому результату без управленческого влияния на процесс (либо при минимальном участии руководителя).

·         Определяемся с терминами и инструментами

-   классифицируем виды ущерба (выявленный, предотвращенный, возмещенный);

- устанавливаем порядок расчета размера убытков и требования к документам, подтверждающим суммы и роль подразделения безопасности в сохранении активов;

- вводим ключевой показатель эффективности СБ (возмещение + предотвращение).

·         Формулируем задачи СБ

- выявление ущерба в результате противоправной деятельности или неэффективности;

- возмещение уже нанесенного ущерба;

- предотвращение возможных потерь и убытков.

·         Устанавливаем правила

- стандартизируем и унифицируем контрольные процедуры;

- назначаем контрольное значение ключевого показателя эффективности;

- увязываем систему мотивации с результатами работы.

·         Формируем конкурентную среду

- регулярно предъявляем сотрудникам СБ их текущее ранжирование;

- сравниваем показатели подразделений и работников год к году;

- сравниваем подразделения и сотрудников между собой;

- стимулируем лидеров, помогаем аутсайдерам.

·         Подводим итоги

В результате проделанной работы, получаем объективную и понятную систему организации работы, а также оценки каждого сотрудника, каждого подразделения. Регулярная обратная связь с отражением позиции в ранжировании, стимулирует работников к активным действиям (соревновательный азарт) и позволяет своевременно выявить отстающих, принять к ним корректирующие меры.

Подразделение безопасности становится саморегулирующейся организацией, его руководителю уже нет необходимости непосредственно контролировать рабочий процесс, включая соблюдение подчиненными распорядка дня.

В случае организационно-штатных изменений, оптимизации или сокращения численности персонала, потенциальные участники таких мероприятий уже собраны внизу списка. Почему покидают компанию именно они не вызывает вопросов ни у будущих бывших коллег, ни у остающихся в строю.

Поскольку правила игры (порядок расчета и подтверждения потерь, возмещённого и предотвращенного убытков) определены и согласованы с бизнес-заказчиком, достоверность отчетности СБ не вызывает вопросов и сомнений.

Сравнивая затраты на безопасность с отдачей СБ (по ключевому показателю), можно оценить их эффективность и целесообразность. Одновременно, это позволяет руководителю подразделения безопасности выходить с инициативами по введению дополнительных ставок, увеличению фонда оплаты труда или премированию отдельных сотрудников.

В следующих публикациях мы рассмотрим требования к руководителям и сотрудникам СБ, разберемся как следует оценивать их работу и управлять рисками экономической безопасности.


Автор: Швецкий Алексей, Руководителей подразделений по экономической безопасности крупных предприятий. Член ICSA.

https://icsa.club/ru/
https://t.me/ICSA_NEWS