В настоящее время даны определения более 200 способам террористической деятельности. Часто используемые виды терроризма это: кибератаки, минирование объектов, нападения, захват заложников.
Противодействовать терроризму обязаны не только органы государственной и муниципальной власти. Обычные граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица должны организовать работу по предупреждению терроризма. Для этого необходимо обеспечить безопасность собственных или арендуемых зданий и сооружений.
В организации должны быть разработаны, утверждены и внедрены:
· Паспорт безопасности объекта или территории с перечнем мероприятий по обеспечению АТЗ. Это основной документ, подлежащий проверке. Его составляют с учетом присвоенной категории риска, сроков реализации мероприятий, объема планируемых работ и выделенных средств на два финансовых года, следующих за текущим.
· Приказ о мерах по защите информации при разработке и хранении паспорта безопасности.
· План взаимодействия с территориальными органами безопасности, МВД РФ, Росгвардии. Нужен, потому что система антитеррористической защиты не может существовать обособленно. Она должна соответствовать характеру деятельности, быть интегрированной в систему управления предприятием.
Скачать Методическое пособие: Корпоративная безопасность - ЗАЩИТА ОТ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ И ИНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.
Панкратьев Вячеслав Вячеславович
М Е Т О Д И Ч Е С К О Е П О С О Б И Е
Корпоративная безопасность
ЗАЩИТА ОТ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ И ИНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Москва
2023
ЗАЩИТА ОТ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ И ИНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Федеральный закон "О противодействии терроризму" установил:
- терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий;
- антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта;
- под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек;
- юридические лица обеспечивают выполнение антитеррористических требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании;
- в целях обеспечения координации деятельности государственных органов по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений могут формироваться органы в составе представителей территориальных государственных органов. Для реализации решений указанных органов могут издаваться правовые акты. Решения указанных органов обязательны для исполнения государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами. Неисполнение или нарушение указанных решений влечет ответственность, предусмотренную законодательством;
- в целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта могут устанавливаться уровни террористической опасности, предусматривающие принятие не ограничивающих прав и свобод человека и гражданина дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
- государство осуществляет компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта;
- возмещение вреда, включая моральный вред, причиненного в результате террористического акта, осуществляется в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, за счет средств лица, совершившего террористический акт, а также за счет средств его близких родственников, родственников и близких лиц при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества;
- государственные органы вправе истребовать сведения о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, при наличии достаточных оснований полагать, что данное имущество получено в результате террористической деятельности и (или) является доходом от такого имущества, и проводить проверку на предмет достоверности этих сведений. Указанные лица обязаны представлять истребуемые сведения;
- возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ;
- организация признается террористической и подлежит ликвидации (ее деятельность - запрещению) по решению суда на основании заявления прокуратуры;
- лицам, оказывающим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт, из средств федерального бюджета может выплачиваться денежное вознаграждение.
Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей
- перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов РФ или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления;
- места массового пребывания людей подлежат категорированию межведомственной комиссией по обследованию места массового пребывания людей (в субъекте РФ или муниципального образования);
- в зависимости от возможных последствий совершения террористического акта в местах массового пребывания людей устанавливаются три категории мест массового пребывания людей;
- на каждое место массового пребывания людей в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности;
- форма паспорта безопасности места массового пребывания людей утверждена постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 г. № 272;
- паспорт безопасности места массового пребывания людей включает разделы:
- общие сведения о месте массового пребывания людей;
- сведения об объектах, расположенных в месте массового пребывания людей;
- сведения об объектах, расположенных в непосредственной близости к месту массового пребывания людей
- размещение места массового пребывания людей по отношению к транспортным коммуникациям
- сведения об организациях, осуществляющих обслуживание места массового пребывания людей
- общие сведения о работниках и (или) арендаторах места массового пребывания людей, а также объектов, расположенных в месте массового пребывания людей
- сведения о потенциально опасных участках и (или) критических элементах места массового пребывания людей
- возможные противоправные действия в месте массового пребывания людей
- оценка социально-экономических последствий террористического акта в месте массового пребывания людей
- силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности места массового пребывания людей
- меры по инженерно-технической, физической защите и пожарной безопасности места массового пребывания людей
- оценка достаточности мероприятий по защите критических элементов и потенциально опасных участков места массового пребывания людей
- выводы о надежности охраны места массового пребывания людей и рекомендации по укреплению его антитеррористической защищенности:
- паспорт безопасности составляется в 6 экземплярах, согласовывается с руководителями территориальных органов ФСБ, МВД, Росгвардии и МЧС и утверждается руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (главой муниципального образования);
- паспорт безопасности является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования", если ему не присваивается гриф секретности;
- актуализация паспорта безопасности происходит не реже одного раза в 3 года, а также в следующих случаях:
- изменение основного назначения и значимости места массового пребывания людей;
- изменение общей площади и границ места массового пребывания людей;
- изменение угроз террористического характера в отношении места массового пребывания людей;
- возведение в границах места массового пребывания людей либо в непосредственной близости к нему каких-либо объектов.
- антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается путем:
- проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей;
- определения и устранения причин и условий, способствующих совершению в местах массового пребывания людей террористических актов;
- контроля в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся в районах расположения мест массового пребывания людей;
- применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности мест массового пребывания людей;
- оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами;
- контроля за соблюдением требований к обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей;
- осуществления мероприятий по защите информации.
- срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, устанавливается комиссией и не может превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования места массового пребывания людей;
- все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются:
- системой видеонаблюдения;
- системой оповещения и управления эвакуацией;
- системой освещения.
- в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана;
- пути эвакуации в местах массового пребывания людей должны быть свободны для перемещения людей и транспортных средств;
- места массового пребывания людей 1 категории (за исключением прогулочных и пешеходных зон, улиц, проспектов, переулков, бульваров) по решению исполнительных органов государственной власти субъекта РФ (органов местного самоуправления) могут оборудоваться стационарными колоннами (стойками) с кнопками экстренного вызова наряда полиции и системой обратной связи, а также при необходимости обследуются кинологами со специально обученными служебными собаками с целью выявления возможной установки взрывного устройства;
- места массового пребывания людей 1 и 2 категории оборудуются информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности;
- система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней;
- система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта, быть автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей;
- при получении информации об угрозе совершения террористического акта для своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы и предупреждения совершения террористических актов в местах массового пребывания людей осуществляются мероприятия соответствующего режима усиления противодействия терроризму (Указ Президента РФ от 14.06.2012 г. N 851);
- контроль за выполнением требований по антитеррористической защищенности мест массового скопления людей осуществляется комиссией посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок;
- плановая проверка осуществляется 1 раз в год и проводится в форме документарного контроля или выездного обследования места массового пребывания людей на предмет определения состояния его антитеррористической защищенности;
- внеплановые проверки проводятся в форме документарного контроля или выездного обследования места массового пребывания людей:
- в целях контроля устранения недостатков, выявленных в ходе плановых проверок;
- при повышении уровня террористической опасности, вводимого в соответствии с Указом Президента РФ от 14.06.2012 г. N 851;
- в случае возникновения угрозы совершения или при совершении террористического акта в районе расположения места массового пребывания людей;
- при возникновении чрезвычайной ситуации в районе расположения места массового пребывания людей;
- при поступлении от граждан жалоб на несоблюдение требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и бездействие должностных лиц, органов и организаций в отношении обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.
- срок проведения плановых и внеплановых проверок не может превышать 10 рабочих дней.
Требования к антитеррористической защищенности объекта (территорий) и составление паспорта безопасности объекта на примере защиты торговых объектов (территорий):
- под торговым объектом (территорией) понимаются земельный участок, комплекс технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельное здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;
- ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов возлагается на юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, используемыми для размещения торговых объектов, или использующих земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для размещения торговых объектов на ином законном основании, а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов;
- перечень торговых объектов, расположенных в пределах территории субъекта РФ и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, определяется уполномоченным органом субъекта РФ;
- уполномоченный орган субъекта РФ в течение 1 месяца после утверждения перечня письменно уведомляет соответствующих правообладателей торговых объектов о включении торговых объектов в указанный перечень;
- правообладатели торговых объектов, которые не включены в перечень, самостоятельно определяют содержание и порядок обеспечения антитеррористической защищенности таких торговых объектов;
- в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и масштаба возможных последствий совершения на них террористического акта осуществляется категорирование торговых объектов. Установлены три категории;
- для проведения категорирования решением правообладателя торгового объекта создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта в течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении этого торгового объекта в перечень. Срок работы комиссии составляет 30 рабочих дней;
- результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования торгового объекта, который составляется в произвольной форме и содержит сведения, подтверждающие принятие комиссией решения о присвоении торговому объекту соответствующей категории, выводы об эффективности существующей антитеррористической защищенности торгового объекта, а также рекомендации и перечень мер по приведению его антитеррористической защищенности в соответствие с настоящими требованиями;
- срок завершения указанных мероприятий, включая оборудование торгового объекта инженерно-техническими средствами охраны, не может превышать 2 лет со дня утверждения акта обследования и категорирования торгового объекта;
- информация, содержащаяся в акте обследования и категорирования торгового объекта, а также в перечне мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта, является информацией ограниченного распространения и подлежит защите в соответствии с законодательством РФ о коммерческой тайне;
- на каждый торговый объект в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования разрабатывается паспорт безопасности, представляющий собой информационно-справочный документ постоянного действия, отражающий состояние антитеррористической защищенности торгового объекта и содержащий перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов на торговом объекте. Паспорт безопасности составляется в 2 экземплярах;
- форма паспорта безопасности утверждена постановлением Правительства РФ от 19.10.2017 № 1273;
- паспорт безопасности в течение 30 дней со дня его составления подлежит согласованию с руководителями территориальных органов ФСБ, МЧС, Росгвардии и уполномоченного органа субъекта РФ по месту нахождения торгового объекта;
- информация, содержащаяся в паспорте безопасности, является информацией ограниченного распространения и подлежит защите в соответствии с законодательством РФ о коммерческой тайне;
- антитеррористическая защищенность торгового объекта независимо от его категории обеспечивается путем:
- проведения необходимых организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта;
- определения и устранения причин и условий, способствующих совершению на торговом объекте террористического акта;
- применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности торгового объекта;
- оборудования торгового объекта необходимыми инженерно-техническими средствами охраны;
- контроля за соблюдением требований к обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта;
- обеспечения готовности подразделений охраны и работников торгового объекта к действиям при угрозе совершения и при совершении на нем террористического акта.
- организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта включают в себя:
- разработку организационно-распорядительных документов по организации охраны, пропускного и внутриобъектового режимов на торговом объекте;
- определение должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защищенность торгового объекта (территории) и его критических элементов;
- проведение учений и (или) тренировок с работниками торгового объекта по подготовке к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на торговом объекте;
- контроль за выполнением требований к обеспечению охраны и защиты торгового объекта, а также за уровнем подготовленности подразделения охраны к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на торговом объекте;
- информирование работников торгового объекта о требованиях к антитеррористической защищенности торгового объекта и содержании организационно-распорядительных документов в отношении пропускного и внутриобъектового режимов на торговом объекте.
- торговый объект (территория) независимо от его категории оборудуется:
- системой видеонаблюдения;
- системой оповещения и управления эвакуацией;
- системой освещения
- в целях обеспечения антитеррористической защищенности торгового объекта первой или второй категории правообладателем торгового объекта организуется его физическая охрана;
- торговый объект первой категории оборудуется кнопками экстренного вызова (тревожной сигнализации) подразделения вневедомственной охраны и (или) подразделения физической охраны;
- при обнаружении угрозы совершения террористического акта на торговом объекте (территории), получении информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта руководитель объекта обеспечивает:
- осуществление мероприятий по усилению противодействия терроризму в целях своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы предупреждения совершения террористических актов, направленных против торгового объекта;
- оповещение находящихся на торговом объекте лиц об угрозе совершения или о совершении террористического акта;
- эвакуацию людей;
- усиление охраны торгового объекта;
- организацию доступа на торговый объект оперативных подразделений государственных органов.
Концепция защиты предприятия от чрезвычайных ситуаций (ЧС)- естественного, искусственного или технологического характера предполагает:
- определение видов угроз предприятию от ЧС и участков, наиболее подверженных опасности
- угрозы, исходящие от стихийных явлений;
- угрозы, исходящие из человеческих просчетов и технических сбоев;
- угрозы, исходящие из терроризма и преступных действий;
- участки предприятий, подверженные особой опасности, исходящей от стихийных явлений;
- сферы деятельности предприятия, подверженных особой опасности, исходящей от человеческих просчетов или технических сбоев;
- сферы деятельности предприятия, подверженные особой опасности, исходящей от терроризма или преступных деяний;
- разработка сценариев потенциального ущерба от ЧС и моделей реализации угроз;
- анализ уязвимых мест предприятия от ЧС и их защищенности;
- анализ защищенности от ЧС близлежащих зданий и сооружений;
- определение необходимого и достаточного уровня защиты, исходя из рисков возникновения ЧС;
- мониторинг рисков, связанных с ЧС и корректировка принимаемых решений по ее предотвращению.
- определение направлений защиты предприятия от ЧС
- определение должностных лиц или подразделений, ответственных за предотвращение ЧС;
- выполнение (определение) требований менеджмента непрерывности бизнес-процессов;
- организация охраны, пропускного и внутриобъектового режимов на предприятии;
- обучение работников подразделения охраны и СБ действиям в ЧС;
- создание локальных правовых актов, инструкций, должностных обязанностей, паспортов безопасности, журналов и иных документов в части предотвращения и действий в условиях ЧС;
- организация системы видеонаблюдения на предприятии;
- организация системы оповещения работников о наступлении ЧС;
- установление планов эвакуации работников и посетителей предприятия при наступлении ЧС;
- выполнение технических регламентов обслуживания и ремонта технических средств, используемых на предприятии;
- выполнение требований противопожарной безопасности;
- обеспечение бесперебойного снабжения предприятия в случае наступления ЧС (снабжение сырьем, энергоснабжение, транспортное снабжение, теплоснабжение, водоснабжение и т.д.);
- выполнение требований безопасности при осуществлении строительных и ремонтных работ (при необходимости);
- выполнение требований законодательства о промышленной безопасности (при необходимости);
- выполнение требований законодательства о безопасности критически важных объектов (при необходимости);
- выполнение требований законодательства о безопасности потенциально опасных объектов;
- выполнение требований законодательства по безопасности критически важной информационной инфраструктуры (при необходимости);
- организация защиты информации (особенно о защите предприятия от ЧС) и защиты информационно-телекоммуникационных систем предприятия;
- проведение кадровых мероприятий (проверка персонала при приеме на работу, профессионализм, инструктажи, обучение действовать при наступлении ЧС);
- проведение мероприятий с контрагентами (проверка контрагентов, контроль вноса-выноса материальных ценностей, контроль нахождения на территории и т.д.);
- проведение мероприятий с посетителями предприятия (пропускной режим, контроль вноса-выноса материальных ценностей, инструктажи и т.д.);
- выполнение требований законодательства о транспортной безопасности (при необходимости), особенно перевозка опасных грузов на территории предприятия;
- выполнение требований законодательства по безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (при необходимости);
- определение процедур взаимодействия подразделений предприятия по предотвращению ЧС и в случае наступления ЧС;
- определение процедур взаимодействия предприятия с государственными органами по предотвращению ЧС, а также по информированию в случае наступления ЧС;
- минимизация последствий для деятельности предприятия в случае наступления ЧС (страхование, дублирование производственных мощностей, дублирование информации и т.д.).
Информация об авторе:
Панкратьев Вячеслав Вячеславович – полковник юстиции в запасе, заведующий кафедрой безопасности в Университете государственного и муниципального управления, эксперт в области корпоративной безопасности, защите активов и управлению рисками. Преподаватель - консультант, автор и ведущий обучающих семинаров и курсов повышения квалификации по тематикам, связанных с корпоративной безопасностью. Опыт преподавания и консалтинга с 1997 года. Автор книг и методических пособий по безопасности предпринимательской деятельности. Независимый консультант. Разработчик методик аудита безопасности предприятия и создания КСБ – корпоративных стандартов безопасности.
www.vvpankrat.ru
vv_pankrat@mail.ru
+7-963-632-41-20