Соблюдение Законодательства в процессе Due diligence. Все ли так просто?

426
7 минут

Можно ли осуществлять проверку юридической чистоты движимого и недвижимого имущества, не нарушая закон об обработке персональных данных?

В нашей профессии очень важно найти баланс, когда необходимо, с одной стороны, минимизировать риски и не стать жертвой мошенников, а с другой стороны, учитывать положения законодательства об обработке персональных данных.

Где проходит разумная грань между двумя этими столпами?

Изучая модели безопасности разных сфер деятельности, я регулярно соприкасаюсь с разумными требованиями по оценке юридической чистоты при приобретении дорогостоящих активов, будь то недвижимое или движимое имущество. Но парадокс проводимых проверок заключается в том, что в рамках оценки юридической чистоты изучается история владения, которая имеет непосредственное отношение к физическим лицам, владевшими этим имуществом ранее. При этом получить разрешение на обработку их персональных данных невозможно, пока вы их не установите, а собирать какие-либо сведения, помимо общедоступных, в отношении бывших владельцев нет законных оснований, так как они не дали своего согласия на обработку их персональных данных.

Получается, что большое количество фирм, оказывающих услуги по проверке юридической чистоты недвижимого имущества, а также автоподборщики, в области сбора и проверки информации работают в, так называемой, «серой зоне».

Принимая во внимание, что за последнее время вышло очень много статей, посвящённых квартирным мошенничествам, да и в каждом блоге или телеграмм канале уважающего себя риэлтора и агентства недвижимости есть кейсы про «квартирные кидки», хочется затронуть менее изъезженную тему и остановиться отдельно на мошенничествах с автотранспортом.

Конечно же, есть ряд инструментов, позволяющих получить информацию в формате общедоступных сведений – это небольшая часть данных, для получения которых согласие не требуется. Например, иногда есть основания запросить информацию через ГИБДД (но тут существует ряд ограничений). Теоретически наличие обременений можно проверить на Госуслугах и ещё на некоторых порталах (таких как авто.ру), но тут также стоит учитывать ряд нюансов, поэтому перечисленной информации недостаточно для качественной проверки и приходится каждый раз решать упомянутую дилемму.

   При этом труд авто подборщиков и частных детективов аналогичного профиля востребован на рынке аутсорсинговых услуг. И это понятно, так как за последние годы количество мошенничеств при сделках связанных с продажей автотранспорта с обременением или не имеющих осведомлённого согласия реального владельца,  растет огромными темпами.

Одной из причин популярности проверок юридической чистоты автомобилей с пробегом (на предмет «прозрачности» покупки у предыдущего собственника) среди автодилеров стала нашумевшая около 10 лет назад крупная мошенническая схема, которая сводилась к следующему:

по регионам создавались автосалоны, занимающиеся куплей-продажей подобных автомобилей. Для быстрой раскрутки таких точек был организован call-центр, который занимался прозвоном по объявлениям о продаже транспортных средств. Далее салоны оценивали и брали, с установлением комиссии, автомобиль на выгодных условиях: если в течение месяца его не удавалось продать, то салон выкупал транспортное средство по стоимости ранее проведенной оценки. Согласно договору, владелец автомобиля ничего не терял, и вместе с этим, он избавлялся от необходимости отвечать на многочисленные звонки по поводу продажи, а также самостоятельной организации просмотров для потенциальных покупателей.

После получения автомобиля со всем пакетом документов автосалон тут же перепродавал его по заниженной цене. При этом документы о купле-продаже с настоящим владельцем подделывались. Через некоторое время все подобные точки одновременно закрылись, а телефоны контактных центров перестали отвечать. Тем временем, транспортные средства были выкуплены путём серии перекупов и перепроданы в более крупные автосалоны. И далее всё шло уже по привычному сценарию.

В результате этой махинации более 40 автовладельцев были обмануты, и по данному факту было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ, а именно «мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере». Генеральный директор упомянутой сети автосалонов был осуждён сроком на 5 лет.

За раскрытием мошеннической схемы последовало большое число гражданских дел на возврат автомобилей настоящим владельцам.

Приведу ещё несколько наиболее популярных у мошенников способов обмана автосалонов, выкупающих авто на вторичном рынке:

  1. Автомобиль был приобретён в рассрочку и полностью ещё не оплачен;
  2. Транспортное средство полностью оплачено, но с привлечением заемных средств. А сам кредит не погашен, но данная информация в реестре залогов отсутствует;
  3. Продажа автомобиля, принадлежащего сейчас или ранее юридическому лицу, сотрудником не уполномоченным на продажу, без ведома бенефициаров компании;
  4. Продажа транспортных средств, бывших в собственности юридического лица, находящегося в стадии банкротства или предбанкротном состоянии;
  5. Продажа автомобиля, который является совместно нажитым имуществом и является предметом спора в бракоразводном процессе;
  6. Использование физических лиц «вслепую» – причиной такой схемы является Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2019 г. N 2895-р, которое разрешает ввоз праворульных ТС для собственных нужд лицами, имеющими постоянную регистрацию в Дальневосточном федеральном округе 1 ТС в течение 3 лет.

    Каждый из обозначенных способов имеет множество подвидов, новых включений. С нарастающей регулярностью выявляются всё новые схемы.

    Возвращаясь к теме баланса между минимизацией рисков и соблюдением закона об обработке персданных, нужно сказать, что мошенники становятся всё более изощренными и привозят в салоны автомобили, уже оформленные на граждан, непосредственно не имеющих перечисленных выше ограничений. И, чтобы выявить проблемного собственника в цепочке и предотвратить крупные потери и проблемы для бизнеса, безопасники вынуждены собирать сведения на лиц, которые физически не могут дать разрешения на обработку персданных, пока их самих не идентифицируют и не выявят соответствующую информацию. И если установить их удаётся в рамках правового поля, вероятность того, что мошенники подпишут письменное разрешение, иллюзорна. В действительности выходов у СБ автодилеров из данной ситуации крайне мало.

Первый и самый простой способ в арсенале СБ – запрет на выкуп автомобилей БУ, находящихся в собственности менее 6 месяцев (как правило именно в это срок происходят все манипуляции). Вслед за этим данный сегмент рынка становиться банально недоступен для автодилера, использующего указанный запрет.

Второй способ – чрезмерные требования к собственнику транспортного средства (предлагающего выкупить его авто) по предоставлению документа о полном отсутствии обременений с указанием контактных телефонов предыдущих собственников на глубину 6 месяцев. Такие требования приведут к массовому оттоку клиентов к конкурентам, которым для продажи достаточно предъявить ПТС и СТС.

Мы понимаем, что оба этих способа являются очевидной «гирей на ногах» выкупного бизнеса, вследствие чего, как правило, приходят к третьему варианту, а именно, выкупают всё подряд несмотря на риски, покрывая возможный ущерб большой наценкой при перепродаже всех авто, вне зависимости от их юридической чистоты, тем самым закрывая потенциальную финансовую прореху деньгами покупателей, переплачивающих за автомобили на вторичном рынке.

К слову, это проблема не только сотрудников экономической безопасности, так как во многих компаниях эту функцию передали правовому департаменту, где, по определению, сидят менее рисковые сотрудники.

И что делать с мошенниками, прячущимися за законом об обработке персданных, остаётся вопросом дискуссионным.

Предложу самый простой способ решения проблемы – соблюдать закон.

Юридическому лицу, выкупающему дорогостоящее имущество, необходимо соблюдать требования законодательства об обработке персональных данных и ФЗ-218 «О кредитных историях», получив письменно все необходимые разрешения, и собрав весь пакет документов, предусмотренных в связи с этим. А за тем, опять же в рамках правового поля, с пакетом всех необходимых разрешений, необходимо передать проверку юридической чистоты сделки с дорогостоящим имуществом, компании, использующей сложный и тщательно выстроенный механизм оценки рисков. При этом, само юридическое лицо, как заказчик, должно получать только скоринговые баллы или статус (рекомендовано/не рекомендовано), переложив тем самым всю ответственность, связанную с оценкой рисков, на плечи специализированного подрядчика.

Подводя итог вышесказанному, мудрому руководителю всегда целесообразно искать баланс в своих действиях и решениях, а именно:

  1. Найти идеальное соотношение между собственными ресурсами СБ и аутсорсингом;

При выборе аутсорсинговых сервисов или услуг подходить очень тщательно к выбору провайдера, внимательно изучать его репутацию, обращать внимание, в том числе, на возможности защиты обрабатываемых данных, наличие лицензий (адвокаты, детективы) и т.п.


Автор: Артем Буяновский, Вице-президент, Ассоциации корпоративной безопасности ICSA. Владелецкомпании СМАРТ-ИНФО.

Источник: https://icsa.club/ru/%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D0%BA...