Настоящая статья содержит развитие идей и подходов, изложенных в предыдущих материалах "Безопасность - состояние или ощущение" и «Безопасность, как технология».
Мы рассмотрели отличия между ощущением и состоянием защищенности, а также технологические принципы обеспечения безопасности. Теперь попытаемся определить требования к силам и средствам, ее обеспечивающим, чтобы сделать безопасность состоянием с измеряемыми характеристиками.
· Соответствие СБ корпоративной культуре
Формат работы подразделения безопасности должен соответствовать корпоративной культуре организации.
В IT-компании «безопасник» в строгом костюме, разговаривающий цитатами из нормативно-правовых актов, не принесет пользы.
Аналогично, в крупном банке или на промышленном предприятии, нестриженный и покрытии татуировками сотрудник СБ, общающийся со всеми на «ты» и активно использующий молодежный сленг, будет не уместен.
Желательно, чтобы представитель функции Безопасности соответствовал культурному, образовательному и поведенческому формату руководителя бизнес-юнита, который он обслуживает. Это очень способствует выстраиванию конструктивного взаимодействия, в противном случае высока вероятность возникновения недопонимания и даже конфликтов.
Кроме того, если на предприятии до сих пор сохранилась бизнес-модель, сложившаяся в 1990-е годы, когда взаимодействие с контрагентами основано на устных договоренностях, а разногласия решаются через авторитетных представителей криминального мира, предлагаемая система обеспечения безопасности не применима.
Если основным видом бизнес-активности является получение государственных подрядов через аффилированных представителей органов власти и/или местного самоуправления, рассматриваемый подход тоже не подойдет.
Безопасность будет работать как часть бизнеса лишь там, где коммерция и операционная деятельность основаны на рыночных, экономических механизмах и законах.
· Правильный подбор руководителя СБ
Как правило, подразделениями безопасности руководят выходцы из силовых структур (ФСБ, МВД, МО, СК и т.п.), обладающие богатым управленческим опытом, навыками организации и проведения расследований, а также охранных мероприятий. При этом, многолетняя служба в государственных структурах наложила на их мировосприятие определенный отпечаток и сформировала формат мышления, не всегда отвечающий потребностям бизнеса.
Кроме того, специфика предыдущей деятельности, влияет на то, как будут расставлены приоритеты, чем заниматься подчиненные и о чем информироваться Глава компании.
Например, выходец из ФСБ России в первую очередь расскажет о внутренних конфликтах, внеслужебных контактах топ-менеджеров (включая сексуальные) и происках конкурентов. При этом, информация будет подана в максимально мрачных тонах, а возможные негативные последствия преувеличены до катастрофического уровня.
Бывший полицейский засыплет руководителя статистическими данными о количестве выявленных нарушений, возбужденных уголовных дел, уволенных или наказанных в дисциплинарном порядке сотрудников и сравнит их с аналогичным периодом прошлого года.
Внимание отставного военного скорее всего будет сосредоточено на техническом состоянии ограждения внешнего периметра и режимных мерах на контрольно-пропускных пунктах.
В отличие от государственных органов, служба безопасности коммерческой организации не преследует целей обеспечения торжества законности, социальной справедливости или неотвратимости наказания. Принцип «Вор должен сидеть в тюрьме», не лежит в основе ее философии.
Более того, у работодателя (и СБ, как его представителя) нет необходимости перевоспитывать недобросовестных сотрудников, достаточно всего лишь выдавить их за пределы периметра компании, тем самым лишив возможности продолжать вредить или совершать иные нежелательные действия. Уголовное преследование используется как инструмент к побуждению возместить нанесенный ущерб, либо получить юридические основания для его взыскания в судебном порядке, если все остальные инструменты уже испробованы и не дали результата.
Задача негосударственной СБ - в пределах своих полномочий сделать бизнес эффективней, устранив препятствия к процветанию.
При таком целеполагании, подразделение безопасности перестает быть контрольно-надзорным органом (пугалом), а выступает полноценным участником бизнеса организации.
Поэтому, первое, что необходимо сделать – подобрать руководителя СБ, именно так понимающего свою роль и задачи.
· Формирование команды СБ
Как и руководители, полевые сотрудники безопасности имеют собственный опыт, отложившийся на мировосприятии.
В большинстве случаев, при расследовании происшествий, «безопасники» сопоставляют действия должностных лиц с требованиями Законодательства или локальной нормативной базы, то есть сравнивают, как должно быть и как было на самом деле. На основании выявленных отклонений, устанавливаются и привлекаются к ответственности виновные, инициируется их уголовное преследование.
С точки зрения следствия, это правильно, но такой подход не исправляет системную проблему, не исключает возможности рецидива. Кроме того, действия сотрудников безопасности носят реактивный характер.
Для достижения предиктивного эффекта, Безопасность должна проверять каждый кейс на признаки системных рисков и рассматривать его через призму бизнес-процессов:
- Может ли подобное повториться в другом месте, в другое время и с другим составом участников?
- Какие контроли не сработали? Какие изменения необходимо внедрить, чтобы исключить повторение нежелательного события?
- Какова цена таких изменений, не окажется ли она выше стоимости выявленного риска? При каких условиях риск может/не может быть принят?
Используя такой подход в организации работы и установив денежные KPI для специалистов безопасности, количество историй, которые «лежат на поверхности» и «сами идут в руки» вскоре иссякнет и для выполнения целей, «оперативникам» придется вникать в бизнес-процессы для выявления уязвимостей в них.
То есть, СБ от формата пожарной команды: загорелось-побежали-потушили-легли спать, переходит в режим системного и постоянного анализа и поиска потенциальных точек потерь, процесс приобретает элементы игры-стратегии, развивает профессионализм работников и, в том числе, коммерческие компетенции.
Теперь фокус внимания и основные усилия направляются не на преследование нарушителей, а на создание условий при которых потери от фрода или неэффективных затрат компании, возникающих в следствие несовершенства бизнес-процессов, локальных нормативных актов, контрольных процедур, не смогут возникнуть (в идеальном случае), либо их вероятность снизится.
Таким образом, у сотрудников функции Безопасности формируется новое бизнес-ориентированное мышление, повышается вовлеченность, открываются перспективы профессионального роста и возникают дополнительные стимулы к повышению результативности.
Важно учитывать, что при комплектовании СБ для работы в подобном проактивном режиме, необходимы энергичные и амбициозные люди, не рассматривающие свою должность, как тихую гавань, а зарплату, как прибавку к пенсии.
Более того, наличие опыта работы в правоохранительных органах уже не является обязательным, так как необходимость понимания экономики важнее знаний КоАП, УК или УПК.
О том, ка оценить эффективность службы безопасности и управлять рисками, мы поговорим в следующей статье.
Автор: Швецкий Алексей, Руководителей подразделений по экономической безопасности крупных предприятий. Член ICSA.
https://icsa.club/ru/
https://t.me/ICSA_NEWS