Что должно насторожить:
Звонок, СМС, сообщение в мессенджере с незнакомого номера
Незнакомец может представиться сотрудником банка, полиции, магазина, VIP клиента. Вы должны понимать: номер, который высвечивается при входящем вызове, можно подменить, аккаунты или сайты известных людей или организаций – подделать.
Заводят разговор о деньгах
Мошенники звонят с единственной целью – завладеть вашими деньгами. Если с вами говорят про любые манипуляции с деньгами – предлагают их потратить или преумножить – это повод напрячься.
Типичные предложения таковы:
- перевести деньги на "безопасный счёт";
- оплатить "страховку для получения кредита";
- "очень выгодно" инвестировать сбережения (в реальности – в финансовую пирамиду);
- оплатить налог, бронь, штраф, заплатить залог, аванс и так далее.
У вас просят данные карты
Это могут быть:
- срок действия карты;
- три цифры с её обратной стороны;
- ПИН-код;
- логины/пароли к личному кабинету или мобильному приложению;
- коды из банковских уведомлений в СМС.
Настоящий сотрудник банка не просит секретные реквизиты карты, ПИН-коды и пароли. Если банк замечает сомнительный платеж или перевод с вашего счета, с вами связываются, чтобы подтвердить или отклонить операцию, и только. Конфиденциальные данные для этого не требуются.
Вас пытаются напугать
Сообщают о том, что "Ваш онлайн-банк взломали!", и просят вас выполнять их просьбы и сообщать требуемую ими информацию, документы во имя спасения денег, контрактов.
Вас пытаются обрадовать
Например, рассказывают о внезапном выигрыше в конкурсе или возможности выгодно вложить деньги. Ещё один вариант – "Вы выиграли конкурс", и тут от вас потребуют корпоративные документы , по которым на ЮЛ действительно могут оформить кредит, использовать в сомнительных сделках. Сайт и почта поддельные, он ворует данные.
На вас давят
Мошенники всегда торопят: вы не должны успеть одуматься. Они принуждают к чему-то, ставят условия: "сейчас или будет поздно", «Вас подадут в списки Недобросовестных Поставщиков». Ситуация, в которой вам не дают права выбора и заставляют немедленно действовать, подозрительна.
Что делать во время звонка
- Бросайте трубку, если чувствуете дискомфорт
- Помните: на все ваши расспросы у обманщиков есть заготовленные ответы;
- Не принимайте поспешных решений
- Берите паузу, чтобы разобраться в том, что происходит. Перепроверяйте любую информацию.
- Позвоните лицу принимающему решения клиента или проверьте через своего торгового представителя, ведущего клиента. Так вы проясните реальное положение дел.
Автор материала: Бурков Олег Анатольевич, специалист СЭБ Комус
От редакции добавим:
Установите приложения, блокирующие подозрительные звонки или распознающие их:
-
Сервис управления "входящими" от Сбера: https://www.sberbank.ru/ru/person/cybersecurity/callerid
-
Сервис Truecaller: https://www.truecaller.com/
-
"Защитник" от МТС https://mts.ru/personal/mobilnaya-svyaz/uslugi/mobilnaya-svyaz/zashchitnik
-
"Телефонный секретарь Олег" от Тинькофф: https://www.tinkoff.ru/oleg/secretary/
-
Kaspersky Who Calls: https://www.kaspersky.ru/caller-id
-
Не звони мне: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.mglab.scm&hl=ru&gl=US (доступно для Android)
Не перезванивайте на незнакомые номера, если вызов был коротким либо сброшен сразу после принятия звонков.
Заблокируйте входящие вызовы от неопределяемых и/или международных номеров:
-
Apple: https://support.apple.com/ru-ru/guide/iphone/iphe4b3f7823/ios
-
Android: https://remontka.pro/block-unknown-numbers-android/