Информатизация и переход на удаленный формат взаимодействия повлекли рост доли атак, в которых злоумышленники эксплуатировали уязвимости. Каждый квартал мы отмечаем появление новых громких уязвимостей, которые злоумышленники тут же берут в оборот: например, ProxyLogon, Accellion FTA, Zerologon, Log4Shell. Используя уязвимости, киберпреступники могут не просто проникнуть в сеть компании, но и реализовать недопустимые для нее события. Яркий пример — апрельская атака на логистическую компанию Bakker Logistiek. Злоумышленникам удалось нарушить устройство внутренних бизнес-процессов и вмешаться в систему поставок товаров со складов в магазины. В ходе атаки они проэксплуатировали уязвимости на сервере Microsoft Exchange (ProxyLogon), что позволило им распространить программу-вымогатель. Последствия этой атаки были масштабные: к примеру,
Для того чтобы препятствовать реализации недопустимых событий, следует устранять потенциальные векторы атак, которые могут привести злоумышленника к целевым системам, в том числе устранять уязвимости. Поиск уязвимостей и своевременная установка обновлений безопасности должны обеспечиваться в рамках процесса управления уязвимостями. Некоторые компании внедряют этот процесс, чтобы соответствовать требованиям регуляторов, другие внедряют его для перехода на новый уровень зрелости процессов ИБ. Однако таких компаний немного, что доказывают результаты опросов. В 2020 году мы спрашивали специалистов по ИБ о том, как организован процесс управления уязвимостями в их компаниях. Каждый десятый респондент ответил, что в его компании критически опасные уязвимости на важных ресурсах не устраняются более полугода, то есть процесс управления уязвимостями либо отсутствует, либо работает неправильно.
Мы проанализировали данные, полученные в рамках пилотных проектов MaxPatrol VM в 2021 году, по результатам которых было просканировано более 15 000 узлов в государственных, научных, образовательных учреждениях, финансовых организациях и телекоммуникационных компаниях. Для исследования мы отобрали только те проекты, тестовый контур которых был достаточен для получения объективных результатов. Кроме того, мы агрегировали информацию об уязвимостях, обнаруженных в рамках проектов по тестированию на проникновение в 2020–2021 годах. Мы расскажем о результатах этого анализа, раскроем проблемы, связанные с процессом управления уязвимостями, и поделимся рекомендациями по оптимизации этого процесса.