erid:2VtzqusetEi
Рынок транспортно-логистических услуг в стране стремительно развивается: по оценке исследования агентства MA Research, за последние два года ежегодный прирост рынка ТЛУ составлял в среднем 24%. Вместе с тем кратно увеличивается и количество мошеннических схем в логистике и грузоперевозках. В таких условиях цифровые сервисы становятся не просто востребованными, а необходимыми инструментами управления рисками.
По итогам прошлого года аналитики зафиксировали рекордный рост объема мошеннических схем в грузоперевозках: в 2023 он возрос до 200% по отношению к 2022. Размер среднего ущерба от действий мошенников по подсчетам экспертов увеличился на 1,3 – 1,6 млн рублей. Чаще всего злоумышленники крадут продукты питания – доля таких происшествий от общего количества инцидентов составляет около 17,4%. На втором месте с долей в 17,1% идут металлы. Тройку замыкает категория сборных грузов с долей в 14%.
Кто отвечает за груз
Независимо от вида и характера груза, при его перевозке так или иначе рискуют все: грузовладелец — грузом, транспортная компания — своими активами и деловой репутацией.
По закону ответственность за вверенный к перевозке груз лежит на организаторе перевозки. Обычно это транспортная компания, которая всегда старается максимально себя подстраховать: нанимает опытных водителей, следит за исправностью машин, выбирает безопасные стоянки. Но все риски предусмотреть невозможно: в дороге может случиться авария, груз могут украсть или повредить при погрузке-выгрузке.
Самые распространенные схемы хищения груза
Из года в год мошенники придумывают все новые и новые способы завладеть грузом, но в целом, их можно сгруппировать в пять основных групп.
● Переадресация
Мошенники покупают действующую компанию, от лица которой предлагают услуги по перевозке грузов по очень низкой цене. Затем они находят реального перевозчика, предлагают ему выгодный тариф на ту же самую перевозку. Заключив договор-заявку на перевозку как с заказчиком, так и с перевозчиком, мошенники в ходе транспортировки груза дают водителю указание следовать на другой адрес выгрузки.
● Поддельные документы
Мошенники подделывают документы и используют для заключения договора-заявки и для передачи груза их водителю.
● Действующая транспортная компания
Мошенники покупают транспортную компанию с положительной историей, берут на работу реальных водителей и покупают либо берут в аренду автомобили. Заключив договор-заявку с грузоотправителем, мошенники отправляют своих водителей на другой адрес выгрузки.
● Трудоустройство в транспортную компанию
Мошенник трудоустраивается по поддельным документам в небольшую транспортную компанию на должность логиста. Работает в компании некоторое время, после чего пропадает вместе с грузом.
● «Свой» водитель
Мошенники трудоустраивают своего водителя в транспортную компанию. Спустя некоторое время, получив для перевозки дорогостоящий груз, водитель пропадает вместе с ним.
Инструменты цифровой платформы для управления рисками
Признаки мошеннических действий иногда можно проследить до того, как груз будет отправлен. Например, при предварительной проверке или скоринге подрядчика. Но бывает и так, что в начале ничего не предвещает беды, а груз по тем или иным причинам не доезжает до пункта назначения. Поэтому помимо стандартных инструментов сегодня на рынке автомобильных грузоперевозок все большую популярность и развитие получают цифровые платформенные решения.
Как правило, платформенное решение предлагает целый комплекс инструментов, направленный на автоматизацию процессов. Значительная часть из них отвечает всем требованиям организации безопасной перевозки и помогает контролировать груз на всех этапах его транспортировки.
Использование платформ для заказа грузоперевозок позволяет автоматизировать и ускорить процесс поиска и выбора перевозчика, сократить время на оформление документации и снизить риски ошибок. На платформе также представлен широкий выбор перевозчиков – это помогает выбрать надежного партнера и улучшить взаимодействие с ним.
«Большое преимущество цифровых решений в том, они представляют собой благонадежную среду для взаимодействия участников грузоперевозок. На платформе xPLANET нет случайных перевозчиков и грузоотправителей: перед тем, как получить доступ к торгам, они проходят обязательную процедуру аккредитации. Это позволяет уже на этапе регистрации исключить подрядчиков с крайне сомнительной репутацией», – отмечает директор по корпоративной защите ООО «ИКСПЛАНЕТ.РУ» Константин Балашов.
Одним из наиболее востребованных цифровых инструментов на платформе xPLANET является использование системы онлайн-мониторинга поставки с помощью GPS-систем. Она позволяет контролировать местоположение груза в реальном времени, отслеживать его передвижение и оптимизировать маршруты доставки. Благодаря этому можно быстро реагировать на изменения в дорожной ситуации, избегать задержек и более четко планировать время доставки. Также онлайн-мониторинг позволяет повысить безопасность грузовых перевозок, так как в случае угрозы возможно оперативное реагирование и предупреждение органов правопорядка.
Также перевозчики экосистемы цифровых решений xPLANET могут застраховать груз в процессе оформления заявки на платформе без перехода на сайт страховой: все происходит режиме «одного окна».
Платформенные решения играют важную роль в оптимизации и повышении эффективности грузовых перевозок. Они позволяют автоматизировать и упростить многие процессы, минимизировать человеческий фактор и снизить затраты на логистику. IT-решения играют ключевую роль в современных грузовых перевозках, обеспечивая их более эффективное и безопасное выполнение. Они позволяют автоматизировать и оптимизировать процессы, улучшить контроль и связь между участниками, что, в конечном итоге, способствует снижению затрат и улучшению качества услуг.
Реклама. ООО "ИКСПЛАНЕТ.РУ". ИНН 9710086834. erid:2VtzqusetEi