
Валерия Смирнова, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

В статье рассматривается подход к противодействию контрафакту в современных цепочках поставок. Обсуждается ущерб для добросовестного бизнеса, потребителя и государства от проникновения нелегальной продукции. Особое внимание уделяется как эффекту домино, когда одна ошибка на этапе поставки приводит к масштабным последствиям, так и легализации параллельного импорта в России как дополнительному фактору риска. Предлагается двухуровневая система защиты: проактивная проверка контрагентов через углубленный Due Diligence и внедрение Кодекса поставщика, а также реактивные механизмы выявления уже проникшего контрафакта с помощью технологий отслеживания и мониторинга.
Современный рынок характеризуется активным развитием цифровых технологий и ростом популярности онлайн-платформ. Компании выстраивают сложные и многоуровневые цепочки поставок, вовлекая множество контрагентов. Однако, такое усложнение влечет за собой возникновение новых рисков и угроз, так как через непрозрачные цепочки поставок в легальный оборот все чаще проникает контрафактная продукция. Несмотря на предпринимаемые меры, масштабы оборота нелегальных товаров продолжает расти и ежегодно выявляются миллионы единиц запрещенной продукции. [3, c. 70] Контрафакт – это не просто дешевая альтернатива оригиналу, а серьезная угроза, которая вредит как бизнесу и потребителю, так и государству.
Для добросовестного бизнеса, производящего оригинальную продукцию, присутствие контрафакта в легальном обороте ведет к снижению выручки, падению инвестиционной привлекательности и ослаблению позиций на рынке. Потребители сталкиваются с риском приобрести продукцию низкого качества, что может сказаться на его здоровье и жизни. Например, фальсифицированные лекарства могут не содержать необходимые вещества или вовсе в состав входят опасные примеси. Компании, занимающиеся реализацией нелегальных продуктов заинтересованы в сокрытии реальных масштабов деятельности, что приводит к недополучению государством налоговых отчислений, таможенных пошлин и затрат на содержание структур по выявлению и борьбе с контрафактом.
Динамика объема контрафактной продукции изменяется в зависимости от конкретного рынка – где-то снижается рост, а где-то идет снижение доли нелегального оборота, однако, общий масштаб проблемы остается высоким. [3, c. 70].
Рисунок 1 иллюстрирует динамику оборота выявленной контрафактной продукции в России в период за 2020–2024 года. В 2020 году пандемия COVID-19 кардинально преобразовала структуру потребительского рынка в России. Рост цифровизации привел к востребованности онлайн-продаж, что повело за собой увеличение объема контрафактных товаров. Интернет-магазины стали наполняться поддельной продукцией, а люди, в свою очередь, скупали такой товар как намеренно, чтобы сохранить свой бюджет, так и неосознанно.
Таким образом, в 2020 году Федеральной таможенной службой было выявлено более 13 млн контрафактных товаров, в 2021 году 7,2 млн единиц, а на следующий год цифра вновь возросла и достигла 8,2 млн [5]. Также, в 2023 году таможенными органами было выявлено 4,9 млн контрафактной продукции (3,7 млрд рублей) против 8,3 млн единиц годом раннее. Наиболее уязвимыми секторами являются: одежда, детские игрушки, автозапчасти, обувь, аксессуары, а также косметика и парфюмерия. [3, c. 72]. За 2024 год ФТС выявила 5,8 млн единиц нелегальной продукции и предотвратили ущерб правообладателям на сумму 3,4 млрд рублей [2].
Рисунок 1- количество контрафакта в России за 2020–2024 года. Составлено автором на основе интернет-ресурсов.

Цепочка поставок представляет собой сложную и многоуровневую структуру, которая включает в себя множество участников: производители, дистрибьюторы, транспортные компании, склады и другие. Сложность и протяженность цепочек создают идеальные условия для появления слепых зон, где контроль ослабевает или становится формальным. В таких точках легче всего подменить оригинальный продукт контрафактными изделиями и пропустить их в легальные каналы сбыта. Несмотря на важность соблюдения каждым звеном стандартов качества и соответствия регламентированным нормам, осуществить полноценный контроль на протяжении всего пути не всегда удается.
После начала санкционного давления на Российскую Федерацию многие зарубежные бренды решили прекратить свою деятельность или прекратить поставки на российский рынок. В связи с этим, иностранная продукция не может быть ввезена по официальным каналам. Ответом на сложившуюся ситуацию стала легализация параллельного импорта в отношении целого перечня иностранных товаров, но из-за этого увеличились случаи ввоза контрафактных товаров [4, с. 189]. Суть параллельного импорта заключается в том, что товар производится одним лицом, а вводится на рынок третьей стороной без официального согласия правообладателя бренда. Как раз по причине ущемления права собственников интеллектуальных активов, параллельный импорт в России находился под запретом.
Одной из главных опасностей параллельного импорта состоит в том, что разрешение на свободный ввоз товара без одобрения правообладателя открывает окно для мошеннических схем и попыток продвижения контрафактной продукции. Цепочка поставок усложняется, появляются новые посредники со слабым контролем, в связи с чем, установить происхождение товара на каждом этапе становится все сложнее. Компании вынуждены работать с непроверенными поставщиками, отсюда риск подмены товара или документов становится еще выше. Получается так, что даже добросовестный импортер не всегда может отследить реальное происхождение товара и подвергнуть опасности как себя, так и потребителя.
Выходит так, что любая ошибка или недостаток контроля на одном из этапов бизнес-процесса запускает цепную реакцию. Незначительное отклонение, допущенное на начальной стадии, может умножаться на последующих уровнях, что ведет за собой массивный приток контрафактной продукции. Постепенно вся цепь наполняется дефектами, и, как итог, на легальный рынок поступают нелицензированные товары.
Стратегия предотвращения рисков взаимодействия с недобросовестными контрагентами и попадания контрафакта в легальный оборот включает в себя два ключевых направления: глубокую проверку потенциального контрагента и систему мониторинга для выявления уже проникшего в цепочку нелегального товара.
Due diligence является обязательным стандартом работы компаний, которые стремятся защитить себя от контрафакта и недобросовестных партнеров. Этот процесс представляет собой разностороннюю систему анализа, которая сочетает в себе традиционные юридические методы совместно с использованием цифровых инструментов [9].
Простая справка из реестра юридических лиц уже давно не удовлетворяет потребности бизнеса в полномасштабной проверке, важно учитывать намного больше деталей. На помощь приходят такие платформы, как «Контур.Фокус», «СПАРК», «СБИС» и другие, которые позволяют оценить множество нюансов: начиная от имеющихся судебных дел до участия в санкционных списках российских и международных регуляторов. Также проверяется наличие необходимых лицензий и разрешений, структура собственности и выявление конечных бенефициаров, так как большое значение имеет идентификация признаков «фирм-однодневок». Сюда же относится использование анализа цифровых отпечатков: необходимо обращать внимание на срок оформления компании, использование массовой регистрации по одному адресу и других фактов, указывающих на неблагонадежных партнёров.
Еще одним компонентом проверки выступает тщательное изучение текущего финансового положения партнера, чтобы оценить устойчивость и способность выполнять договорные обязательства. Современные практики включают контроль кредитоспособности через бюро кредитных историй (БКИ), получение актуальной информации через Федеральную налоговую службу (ФНС), а также анализ официальной бухгалтерской отчетности. К примеру, API «Контур.Фокуса» предоставляет инструменты для комплексной оценки финансового состояния партнеров. Система может автоматически рассчитать ключевые показатели – коэффициенты ликвидности, платежеспособности и риски банкротства [6]. Полученные результаты интегрируются непосредственно в учетную систему, а при малейшем ухудшении положения контрагента, система оперативно оповещает об этом пользователя, что помогает своевременно принимать меры. Завершает оценку проверка репутации (OSINT), то есть разведка, в которой используются общедоступные базы и ресурсы для сбора нужной информации и ее последующего изучения и анализа [7].
В современной практике противодействия контрафакту юридическое закрепление ответственности контрагентов переживает концептуальную трансформацию. Эта методология апробирована международными корпорациями и представляет собой не теоретическую конструкцию, а работающий инструмент, который становится стандартом для ответственного бизнеса. Инновационность такого подхода заключается в использовании системы сквозного контроля, где ключевым является принцип «трех китов»: превентивность, прозрачность и неизбежность ответственности.

Кодекс поставщика трансформировался в динамический инструмент комплаенс-программ, где в основе лежит механизм сквозной ответственности. Суть заключается в том, что поставщик принимает обязательства не только за собственную деятельность, но и за действия всех субподрядчиков в цепочке. Практически это реализуется через обязательное цифровое подписания Кодекса с интеграцией в ERP-системы и платформы управления рисками. Также необходимо ежегодны проходить проверку на выполнение принятых обязательств с помощью аудита, а при выявлении нарушений, они фиксируются в общем рейтинге надежности контрагента.
Так, компания «Apple» имеет очень строгий и прозрачный кодекс поведения для поставщиков [8]. Она не ограничивается проверкой прямых контрагентов, а требует раскрытия всей цепочки, затрагивая даже добычу сырья. Все поставщики обязаны предоставлять полную информацию о своих субподрядчиках, а «Apple» оставляет за собой право внепланового аудита любого звена цепочки, включая соблюдение экологических стандартов и происхождение материалов [8]. Если говорить о такой практике в России, то она находится на начальном этапе адаптации. Большинство отечественных предприятий ограничиваются традиционными юридическими формами согласования условий поставки. Некоторые компании имеют кодекс поставщика, однако, он не так развит и раскрыт, как в зарубежной практике.
Однако, даже самая совершенная система предварительной проверки контрагентов не гарантирует полную защиту от контрафакта, поэтому важным элементом также становится эффективная система мониторинга и контроля, чтобы выявлять и нейтрализовать нелегальную продукцию, уже проникшую в цепочку поставок. Когда нелегальный товар уже оказался внутри системы, задача компании – обнаружить его до того, как он дойдет до конечного потребителя. Для решения этой задачи приходят передовые технологии отслеживания и идентификации товара, так как они помогают выявлять запрещенную продукцию в цепи поставок.
Например, в России существует государственная система Честный знак, которая создана целенаправленно для борьбы с некачественной и запрещенной и контрафактной продукцией [10]. Система использует Data Matrix коды, которые содержат информацию о каждом товаре и любой потребитель может проверить подлинность товара через официальное приложение. С помощью такой системы можно проследить все перемещение товара: от производителя до конечного потребителя, вся информация фиксируется с помощью электронного документооборота. Честный знак работает не только внутри страны, но и распространяется на товар, поступающий через параллельный импорт, так как продукция, ввозимая в страну, также должна соответствовать необходимым требованиям и стандартам.
Особое внимание стоит уделить новым разработкам в области защиты самих идентификаторов, с помощью которых можно минимизировать риски их подделки. Ученые из Университета ИТМО создали уникальное решение для борьбы с контрафактом: неклонируемые этикетки на основе кремниевых наночастиц. Особенность заключается в абсолютной случайной структуре и хаотичном расположении частиц, что делает физическое клонирование невозможным. Также, кремниевые наночастицы все уникальны, и каждая имеет свои координаты, цвет и процент кристалличности, что делает этикетку более безопасной. Проверка подлинности таких меток осуществляется через специальное приложение с использованием машинного обучения: программа анализирует изображение с метки и сравнивает его уникальные параметры с записью в базе данных [11].
Возвращаясь к прослеживанию товара в цепи поставок и его мониторинга в реальном времени, можно использовать цифровых двойников цепочек поставок (Digital Twin). То есть, это не просто система GPS-отслеживания, а виртуальная копия всей цепи поставок, которая обновляется в реальном времени с помощью данных с IoT-датчиков, учитывая температуру, влажность и другие показатели [12]. Система анализирует данные, непрерывно сравнивает показания реального мира с загруженным образцом, записывая любые изменения и выявляя аномалии: несанкционированное отклонение от маршрута, задержки на определенном участке пути, отклонение температурного режима, нарушение целостности упаковки, после чего запускается проверка.
В борьбе с контрафактом доверие к партнерам должно подкрепляться системой регулярных и неожиданных проверок, чтобы вовремя выявить подделку даже после ее проникновения в цепь поставок. Можно использовать входной контроль качества (Incoming Quality Control – IQC), иначе говоря, строгий регламентированный протокол приемки любой поступающей партии товара на склад. Сюда относится визуальная проверка упаковки, голограмм и самих товар на предмет несоответствий эталонному образцу. Опытные сотрудники службы безопасности или контроля качества обращают внимание на различные мелочи, поэтому способны распознать даже незначительные отклонения. Также сюда входит выборочное сканирование Data Matrix или QR-кодов на каждой принятой партии. Речь не только о проверке подлинности через государственные системы, но и о выявлении более изощренных смех, таких как дублирование кодов. Сканирование даже 10% от объема партии с последующей сверкой с электронными накладными и данными маркировки позволяет выявить ошибки и несуществующие в системе коды, повторяющиеся идентификаторы, что вызывает подозрение и может быть признаком контрафакта.
Для наиболее критичных групп товаров с точки зрения безопасности или репутационных рисков, например фармацевтики, детских товаров и электроники, необходим регулярный выборочный лабораторный анализ. Отобранные образцы отправляются в аккредитованные лаборатории для проведения необходимых исследований. Затем полученные результаты сравнивают с заявленными показателями оригинального продукта, что предоставляет доказательства подлинности или контрафактности товара. Такая процедура требует много времени и ресурсов, но также она является надежным способов выявить высококачественные подделки, которые идеально повторяют внешний вид оригинала.
В современных экономических реалиях проблема контрафакта и недобросовестных партнеров остается очень острой и требует большого внимания. Данная статья демонстрирует важность подхода, который сочетает в себе как традиционные механизмы, так и технологические решения. Важно отметить, что проверка контрагентов и мониторинг цепочки поставок не являются разовым мероприятием, а требует непрерывного процесса, который включает в себя:
1. Тщательная проверка контрагентов. Верификация деловых партнеров в настоящее время включает в себя не только учредительные документы, но и тщательную всестороннюю проверку бизнеса, затрагивая различные показатели контрагента. Также стоит обратить внимание на создание развернутого и прозрачного Кодекса поведения для поставщика, чтобы минимизировать нарушения со стороны партнера.
2. Превентивность. Современные методы смещают акцент на предупреждение, что возможно с такими технологиями, как цифровой двойник, с помощью которого можно проводить мониторинг пространства, выявляя аномалии до того, как нелегальный товар нанесет ущерб потребителю и бизнесу.
3. Сквозная прозрачность и прослеживаемость. Государственные системы маркировки формируют новый стандарт доверия в цепях поставки, но требует дальнейшего развития и повышения эффективности противодействия от контрафакта.
4. Синергия цифровых технологий и человеческого опыта. Эффективность алгоритмов машинного обучения и анализа данных зависит от загруженной в них информации и компетенции сотрудников. Также регулярный аудит, выборочный лабораторный контроль остаются незаменимыми элементами системы безопасности.
Таким образом, современная верификация и контроль цепи поставок – не просто набор инструментов, а единый механизм управления рисками. Его построение защищает не только финансы компании, ее репутацию, но и бережет здоровье потребителей, гарантируя качество продукции.

1. Морозова А. РБК назвал объем рынка нелегальной продукции в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.forbes.ru/biznes/514075-rbk-nazval-ob-em-rynka-nelegal-noj-produkcii-vrossii?ysclid=ly97... (дата обращения: 10.09.2025).
2. Матвеева А., Штурма А. Поддельная масса: в Россию стали чаще ввозить контрафактную одежду и обувь [Электронный ресурс] // Известия. 2023. URL: https://iz.ru/1863645/antonina-matveeva-ana-sturma/poddelnaa-massa-v-rossiu-stali-case-vvozit-kontra... (дата обращения: 10.09.2025).
3. Сальникова А. В. Современный российский рынок контрафактной продукции: ведущие факторы и тенденции // Век качества. 2024. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-rossiyskiy-rynok-kontrafaktnoy-produktsii-veduschie-fa... (дата обращения: 10.09.2025).
4. Матюхин А. А. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ИМПОРТ И КОНТРАФАКТНАЯ ПРОДУКЦИЯ: ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ // ЕГИ. 2023. №5 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/parallelnyy-import-i-kontrafaktnaya-produktsiya-ponyatiya-suschnos... (дата обращения: 11.09.2025).
5. Федеральная таможенная служба России. Статистика [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/statistic (дата обращения: 11.09.2025).
6. Контур.Фокус. Финансовое состояние контрагента: как проверить [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://focus.kontur.ru/site/news/46354-finansovoe_sostoyanie_kontragenta (дата обращения: 13.09.2025).
7. Салихова Н. OSINT: как работает разведка по открытым источникам [Электронный ресурс] // SpectrumData.ru. — Режим доступа: https://spectrumdata.ru/blog/proverka-soiskatelya/osint-kak-rabotaet-razvedka-po-otkrytym-istochnika... (дата обращения: 14.09.2025).
8. Apple Inc. Свод правил для поставщиков компании Apple (Supplier Code of Conduct and Supplier Responsibility Standards) [Электронный ресурс]. — Версия 4.10. — Дата вступления в силу 1 ноября 2023 г. — Режим доступа: https://s203.q4cdn.com/367071867/files/doc_downloads/codeofconduct/Supplier-Code-of-Conduct-and-Supp... (дата обращения: 14.09.2025).
9. Деловой Профиль. Due Diligence: суть, этапы и результаты проведения процедуры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://delprof.ru/press-center/experts-pubs/due-diligence/#link1 (дата обращения: 14.09.2025).
10. Национальная система маркировки [Электронный ресурс] // Честный знак. – Режим доступа: https://честныйзнак.рф/o-chestnom-znake/nacionalnaya-sistema-markirovki/, свободный. (дата обращения: 14.09.2025).
11. Лазер.рф [Электронный ресурс] // https://лазер.рф/2025/08/01/31476/. – Режим доступа: https://лазер.рф/2025/08/01/31476/, свободный. (дата обращения: 14.09.2025).
12. AnyLogistix. Supply Chain Digital Twins [Электронный ресурс] // https://www.anylogistix.ru/features/supply-chain-digital-twins/. – Режим доступа: https://www.anylogistix.ru/features/supply-chain-digital-twins/,. (дата обращения: 14.09.2025).