Егор Глухов, специалист по управлению персоналом
Те, кто по роду деятельности связан с управлением, обучением, социальными коммуникациями, знают, что если люди молчат, то это не означает, что им нечего сказать. Когда учитель после объяснения новой темы спрашивает класс: «У кого остались вопросы?», он понимает, что ученики молчат не потому, что им все понятно. Когда руководитель, дав инструкцию, задает аналогичный вопрос подчиненным, он знает, что отсутствие реакции не гарантирует того, что у них в голове есть ясная картина того, что надо делать. HR-специалисты, проводящие исследования психологического климата, удовлетворенности условиями труда и отношением начальства, порой недоумевают, почему сотрудники бывают крайне скупы на обратную связь. Опытные продавцы прекрасно осведомлены, что если покупатель не спрашивает дополнительных сведений о товаре или условиях приобретения, это не выражение заинтересованности в покупке. Специалисты в области безопасности тоже на каждом шагу сталкиваются с непонятным, на первый взгляд, феноменом, когда работники, зная, о несовершенствах в бизнес-процессах или нарушениях со стороны коллег или начальства, предпочитают молчать, даже если такое поведение косвенно наносит им вред.