Ваш давний партнер иногда недоплачивает за товары, но обещает, что частями погасит долги. Вы решаете не ссориться и подождать. Но в это время течет срок исковой давности, а значит, вы можете потерять шанс на судебное взыскание, если деньги так и не выплатят. Решение — предложить должнику признать долг. Например, подписать акт сверки или допсоглашение о рассрочке или отсрочке платежа. Это «перезапустит» срок исковой давности. Но при условии, что все оформлено верно. Каких ошибок нельзя допускать и какие еще есть способы «продлить» сроки — узнаете из статьи.
1
Какие самые распространенные способы «сохранения» срока исковой давности для «длительных» долгов?
Самый часто встречающийся способ — систематическое (например, раз в год) подписание актов сверки между контрагентами, говорит советник практики недвижимости и строительства КА Ренгионсервис Анна Жолобова. Это документ, где стороны проверяют взаиморасчеты и выясняют, кто, что и кому должен. Должник, подписавший акт сверки, де-юре признает долг, а срок начинается заново (ст. 203 ГК «Перерыв течения срока исковой давности»). Акт сверки — документ строгой отчетности, он должен иметь номер, дату, ссылку на договорные отношения сторон, должен быть подписан контрагентами, предупреждает Жолобова. Иначе сторона может ссылаться на его недействительность.
Еще часто встречается предъявление претензии к должнику. В случае досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного законом или договором (претензионный порядок, медиация), течение срока исковой давности приостанавливается на время такой процедуры (п. 16 Постановления Пленума Верховного суда от 29.09.2015 № 43). Если должник в ответ на претензию признает долг, то срок исковой давности начинается заново, как и в случае с актом сверки.
Согласно п. 20 постановления Пленума ВС, еще срок «перезапускается» после изменения договора, из которого следует, что должник признает долг, или после самой просьбы должника его изменить (например, утвердить отсрочку или рассрочку платежа).
К сожалению, на практике заверения о скором платеже подчас вообще не попадают на бумагу, констатирует Дмитрий Королев, адвокат АБ Линия Права.
Руководители попросту обсуждают долг между собой, договариваются об отсрочке, после чего юристу кредитора поступает указание «пока эту компанию не трогать». Стоит ли говорить, что доказать в суде такие договоренности очень непросто.
Но иногда возможно. Ведь ст. 203 ГК и п. 20 постановления не содержат закрытого перечня действий, поэтому любые заявления должника, сообщения его сотрудников или даже записи телефонных разговоров могут убедить суд сделать вывод о перерыве в течении срока исковой давности, уточняет Королев.
2
А можно пример, как суд признал иные доказательства в качестве условного акта сверки?
Делом № А17-8715/2019 из практики своего бюро делится Королев. Их доверитель, иностранный производитель медицинских перчаток, поставлял товар российской компании, большую часть авансом. Платежи в ответ поступали хаотично, по мере загрузки кассы должника. «Единственным документом, фиксирующим сумму долга в моменте, была таблица Excel, которую вели менеджеры сторон, пересылая друг другу по электронной почте», — делится Королев.
В итоге эта таблица Excel и стала главным доказательством, убедившим суд, что срок исковой давности прерывался (ст. 203 ГК). Она никогда не переносилась на бумагу и не подписывалась директорами компаний, в ней не было специального указания на признание долга, рассказывает Королев. Тем не менее суд посчитал, что по своей сути она представляет собой не что иное, как акт сверки. «Помогло, что в дополнение к таблице руководители сторон вели между собой переписку в одном из популярных мессенджеров. В переписке руководитель должника постоянно заверял, что делает все, чтобы погасить долг, и неоднократно подтверждал, что менеджеры действуют по его инструкциям», — вспоминает Королев.
3
Акты сверки подписывают не только гендиректоры, но и бухгалтеры, менеджеры и прочие сотрудники. Может ли суд поставить под сомнение акт, если у кредитора нет доверенности на этого сотрудника?
Практика неоднозначна. Но в любом случае стоит всегда требовать от контрагента не только акт сверки, но и доверенность. Без нее можно столкнуться с проблемами, если дойдет до суда. В отсутствие доверенности на главного бухгалтера суды могут решить: акты сверки расчетов отражают неоплаченные счета, но не означают признание долга и не прерывают течение срока исковой давности, рассказывает Никита Суклин, юрист КА Юков и Партнеры. Без доверенности, где закреплены полномочия на те или иные действия, акт сверки рассматривается как технический документ бухгалтерского характера, разъясняет Суклин. Такую позицию заняли суды в делах № А53-14762/2020, № А40-231876/2015 и других (экономколлегия подтвердила правоту нижестоящих инстанций, отказавшись передавать жалобы по этим делам на рассмотрение).
Но в судебной практике есть и другой подход, о котором рассказывает советник практики разрешения споров и расследований LEVEL Legal Services Евгений Перкунов. По его словам, судебная практика признает бухгалтера организации в качестве компетентного лица независимо от того, есть ли доверенность. Проиллюстрировать слова эксперта можно делом № А65-15505/2020. Там АС Поволжского округа отметил в числе прочего то, что проверка расчетов с контрагентами входит в должностные обязанности главного бухгалтера.
«Защитить» акт сверки в отсутствие доверенности порой поможет печать. Суды иногда принимают во внимание, что сотрудник имел доступ к печати организации, а ее оттиск есть на документе, отмечает юрист МЭФ LEGAL Андрей Крамзин. В частности, он ссылается на дело № А65-15505/2020. Там компания-ответчик указывала, что акт сверки подписан неуполномоченным лицом, но суд отклонил эти аргументы. Он обратил внимание, что бумагу завизировала исполнительный директор ответчика и скрепила его печатью, а сам он не заявлял о фальсификации подписи, подделке или неправомерном использовании печати.
В защиту актов сверки можно предъявлять и другие доказательства, например о том, что компания своими действиями одобрила акт сверки, подписанный неуполномоченным лицом (ст. 183 ГК о последствиях заключения им таких сделок). Например, гендиректор подписал сопроводительное письмо к акту сверки или упомянул его в другом письме.
Аргументом может быть и значительный документооборот между контрагентами, добавляет Суклин. Как полагают суды, «истец мог разумно полагать, что акт сверки был подписан уполномоченными лицами, если они же подписывали и первичную документацию, например, счета-фактуры» (определение ВС по делу № А75-12908/2016, постановление АС Дальневосточного округа по делу № А51-13183/2018 и другие).
Принцип эстоппель — значит запрет на противоречивое поведение в гражданском обороте. Если со стороны ответчика акт сверки подписал главный бухгалтер, который несколько лет подписывал акты сверки и счета-фактуры, истец мог разумно и добросовестно полагать, что этот человек вправе и подтвердить задолженность.
4
Какие аргументы можно привести должнику?
Если кредитор ссылается на подписанный акт сверки расчетов, то должнику следует указывать, что этот акт не получил последующего одобрения от руководителя или иных органов юридического лица (в случае если акт сверки является крупной сделкой или сделкой с заинтересованностью), рекомендует Крамзин. «Возможно, есть переписка между сторонами, которая подтверждает позицию должника, или иные доказательства», — уточняет он.
А еще бывает, что сотрудники небольших компаний «изображают» на актах сверки подпись генерального директора или главного бухгалтера. Такую подпись можно поставить под сомнение в суде, если заявить о фальсификации в порядке ст. 161 АПК или предъявить другие доказательства (приказ об отпуске, больничный лист и иные), предупреждает Крамзин. Правда, если должник заявил о подписи неуполномоченным лицом, но не заявлял о фальсификации, то суд может признать доказательства надлежащими и удовлетворить требования кредитора (дело № А41-33555/2019).
Если платеж производится без указания периода в графе назначения платежа и у плательщика есть задолженность, в частности за пределами срока исковой давности, то кредитор не может зачесть его на период за пределами срока исковой давности, подсказывает Жолобова из КА «Регионсервис».
Не допускается зачет встречных однородных требований, по которым истек срок исковой давности (ст. 411 ГК).
5
А есть еще способы «продлить» сроки исковой давности?
- Убедить суд применить общий, а не специальный срок
Можно обратить внимание на классификацию сроков исковой давности, ведь есть общий трехлетний срок и специальные сокращенные, например один год. «Иногда стороны приводят аргументы в пользу общего срока, а не сокращенного, что позволяет «продлить» срок исковой давности», — говорит Евгений Орешин, партнер практики разрешения споров BIRCH LEGAL.
Например, для требований по качеству подрядных работ это один год (п. 1 ст. 725 ГК). Но если взыскивается плата за гарантийный ремонт, который надо было выполнить безвозмездно, то, по сути, речь о неосновательном обогащении, а значит, применяется трехлетний срок исковой давности (позиция ВАС по делу № А40-28201/2010).
Эту же ст. 725 ГК пытались применить оппоненты Орешина в деле, которое было связано с отравлением сотрудников истца в гостинице ответчика. Но юристы истца убедили суд, что применяется не годичный, а трехлетний срок исковой давности. Ведь ответчик здесь оказывал услуги, а не выполнял работы.
- Заключить соглашение об отступном или новации
Можно заключить соглашение об отступном или произвести новацию обязательства, например путем заключения допсоглашения к имеющемуся договору, подсказывает Крамзин. Например, в деле № А40-85138/2021 АС Московского округа признал право инвестора в 2021-м требовать компенсацию за объекты, введенные в эксплуатацию в 2002–2004 годах. Дело в том, что в 2019-м стороны подписали соглашение о новации: заменили обязанность передать инвестору площади на денежную компенсацию. Таким образом, срок исковой давности начался заново, решила кассация. В то же время суд может признать срок исковой давности пропущенным, если установит недобросовестность кредитора, предупреждает Крамзин. Он приводит в пример позицию АС Центрального округа в деле № А68-5841/2015. Там кассационная инстанция согласилась, что допсоглашения о новации обязательства мнимые, а стороны заключили их лишь для «обновления» истекшего срока давности.
- Применить другие позиции
Иногда встречается позиция, что срок давности начинает течь не с момента нарушения, а с момента наступления последствий нарушений, рассказывает Орешин. Например, в одном из дел иск о возмещении ущерба от аварии был подан спустя четыре года после этой аварии, то есть за пределами общего срока, но суд принял во внимание, что истец позже узнал об ущербе и надлежащем ответчике (определение ВС от 10 апреля 2018 года № 38-КГ17-16). Иногда суды связывают начало течения срока с приговором по уголовному делу, подсказывает Орешин. В одном из своих определений ВС указал, что лицо не могло узнать о хищении его имущества ранее вступления в силу приговора суда (дело № А65-11116/2014).
Источник: https://pravo.ru/story/244896/