В последнее десятилетие отношения России с Западом становятся все напряженнее. В 2012 году США приняли «закон Магнитского» по имени юриста, который заявил о хищении чиновниками и силовиками 5,4 млрд руб. из бюджета РФ и умер в СИЗО. Америка ввела санкции против нескольких десятков должностных лиц, причастных к уголовному делу Магнитского, и создала механизм, позволяющий госсекретарю США без согласования с Конгрессом включать любых зарубежных лиц в санкционный список.
В 2014 году после событий с Крымом санкции распространились не только на причастных, по мнению США и ЕС, чиновников, но и на бизнес в сфере торговли, инвестиций, услуг, финансов. Список рос и пополнялся.
Наконец, с февраля 2022 года Запад применил беспрецедентные по масштабу санкции. Они затрагивают финансовую систему, включая Центробанк и крупнейшие банки, некоторые российские компании и даже целые отрасли экономики. Персональные санкции наложены на крупнейших политиков России, олигархов и членов их семей. В мае 2022 года председатель Государственной думы Вячеслав Володин в телеграм-канале отметил, что с 2014 года против России ввели 10 128 санкций.
Вырос и спрос на санкционный комплаенс и юристов, которые консультируют на эту тему.
Санкционный комплаенс: что это и зачем он нужен
Санкционный комплаенс — это система внутренних норм и правил компании, которая нужна, чтобы снизить риск нарушения санкционных ограничений. Алексей Станкевич, партнер Orchards, отмечает, что для некоторых такой комплаенс актуален на протяжении уже почти десяти лет, но для большинства подпавших под санкции этот вопрос встал действительно остро буквально в последние месяцы.
"Комплаенс-система позволяет компаниям ориентироваться в быстро меняющемся ландшафте ограничений и учитывать эти сложности применительно к своей бизнес-модели." - Эльвира Хасанова, адвокат КА Delcredere.
По словам Станкевича, инструменты и процессы санкционного комплаенса направлены на то, чтобы:
- предотвратить и выявить нарушения комплаенса;
- расширить возможности взаимодействия с подсанкционными лицами;
- минимизировать риски включения организации в санкционные списки;
- защитить компанию от нарушений, которые могут нанести значительный ущерб репутации и повлечь колоссальные финансовые потери.
Что входит в санкционный комплаенс, можно узнать, в частности, из детального руководства по его основным элементам, которое в 2019 году выпустило OFAC (Управление по контролю над иностранными активами США). К ним относятся, помимо прочего, внедрение системы оценки рисков и внутреннего контроля, тестирование и аудит работы системы в условиях санкций, обучение персонала. «Еще на практике применяется система так называемого быстрого ответа. Она предполагает постоянный мониторинг изменений санкционного регулирования и выработку вариантов оперативной реакции на них», — отмечает Марат Самарский, адвокат, старший юрист практики санкционного права BGP Litigation
Без этого организация рискует неправильно выстроить рабочие процессы и столкнуться с невозможностью реализовать свои цели или же со штрафами и блокировками, полагает эксперт.
Санкции и контрсанкции касаются всех, чья деятельность зависит от зарубежных лиц, причем не только из «недружественных» юрисдикций, отмечает Михаил Жужжалов, старший юрист корпоративной практики и сделок M&A Tomashevskaya & Partners.
"Многие компании, формально не обязанные соблюдать санкции либо попадающие под исключения и разрешения, все равно остаются чувствительны к репутационным рискам, а представители «дружественных» юрисдикций — к вторичным санкциям." - Михаил Жужжалов.
Например, некоторые китайские корпорации, которые экономически тесно связаны с США, заканчивали отношения с Россией. Так, китайские компании Lenovo и Xiaomi уменьшают объемы продаж товаров в России из-за того, что на них давят власти и поставщики США, как пишет РБК со ссылкой на Wall Street Journal. Впрочем, официально сами компании об уходе не заявляли.
Сложности в организации санкционного комплаенса
Виталий Дианов, партнер антимонопольной практики ALUMNI Partners (ранее Bryan Cave Leighton Paisner), выделил три проблемы, с которыми сталкиваются юристы:
- Стало критически много санкций, разных в зависимости от вводивших их юрисдикций.
- Иностранные юристы массово прекращают работать в целом с компаниями из России. Если не привлекать иностранных коллег, то сложно консультировать по зарубежным санкциям. Часть вопросов можно решить самим, но далеко не все.
- Для построения санкционного комплаенса нужны базы данных и автоматизация процессов. Лучшие решения, по сути, в руках узкого круга иностранных поставщиков, таких как Dow Jones. Но теперь и они уходят. Смогут ли российские решения полноценно занять их нишу — большой вопрос.
"Необходимо учесть не только все санкционные риски, но и попытаться предугадать потенциальные ограничительные меры. Это нужно, чтобы проводимые мероприятия, направленные на снижение санкционного давления на организацию, не оказались напрасными." - Марат Самарский.
Жужжалов выделяет еще несколько трудностей:
- Анализ и решение возникающих ситуаций не сводятся к праву. Простой ответ «Так нельзя», как правило, не устраивает.
- Источники стали многочисленны, увеличилось число запретов и исключений. Но весь этот материал не отличается ясностью. Его части неочевидно соотносятся друг с другом и с действующим законодательством.
Чтобы освоить большой объем информации в сфере санкций, юристу требуется максимальная дисциплинированность, высокий уровень самоорганизации, работа в режиме сверхмногозадачности и быстрота мышления, говорит Станкевич.
Но санкционный комплаенс и не всем нужен, отмечает Олег Колотилов, партнер Кульков, Колотилов и партнеры.
Чтобы создать его с нуля, потребуется много времени, и это не всегда оправданно.
"В текущих реалиях, на примере нашей фирмы, клиенты скорее нуждаются в оперативном антикризисном и где-то превентивном решении самых острых вопросов о возможности продолжать текущие проекты", — отмечает Колотилов.
В качестве примера он выделяет:
- поставки конкретных товаров в Россию;
- возможность финансовых операций в российских банках;
- продолжение финансирования проектов и, если это невозможно, их реструктуризация.
Как в компаниях работают с санкционными вопросами
У клиентов юридических фирм сейчас гораздо больше санкционных вопросов, чем раньше. В некоторых компаниях для работы с ними создают самостоятельные практики, а где-то — команды юристов из нескольких подразделений.
В Delcredere санкционная практика как отдельное направление появилась в январе этого года. Это произошло практически одновременно с резким увеличением санкционных ограничений, поскольку многих клиентов стали волновать вопросы и риски этой сфере, говорит Хасанова.
В Кульков, Колотилов и партнеры есть группа специалистов, которая занимается антикризисным решением санкционных задач, и группа иностранных партнеров — юристов, которые так же, как и российские коллеги компании, готовы оказывать услуги 24/7, делится Колотилов.
В BGP Litigation, как отмечает партнер практики санкционного права Татьяна Невеева, до февраля 2022 года оказывали услуги по защите бизнеса от санкций в рамках других практик по международным направлениям. Такие риски были прежде всего актуальны именно для трансграничных проектов. В феврале 2022 года санкционную практику в компании выделили в отдельное подразделение и привлекли юристов, которые специализируются исключительно на санкционном праве.
Тренды и перспективы санкционного направления
Помимо привычных США, Великобритании и Евросоюза, отдельные санкции стала вводить Польша, активизировались Канада, Австралия, Новая Зеландия и Япония.
Это порождает новые вызовы для юристов, поскольку требует быстрой способности ориентироваться среди санкционных ограничений всех юрисдикций.
Например, в Японии новые санкционные списки вводят не только Министерство экономики и Министерство финансов, но и Министерство иностранных дел, отмечает эксперт. Иногда санкционные листы и базы справочно-правовых систем для проверки контрагентов обновляют с задержкой от нескольких дней до нескольких недель. Поэтому юристам приходится вручную мониторить новые санкционные списки.
Хасанова считает основным трендом то, что в 2022 году санкционный комплаенс стал необходим не только финансовым организациям и международному бизнесу, но и другим крупным компаниям. Многие инхаус-юристы сейчас вынуждены дополнительно брать на себя некоторые функции санкционного комплаенса и приобретать, например, новые навыки проверки контрагентов.
"Ключевые тренды в последнее время — успевать отслеживать ограничения и ориентироваться в новых санкциях, искать, как бороться с негативными последствиями. Прежде всего, это поиск юрисдикций, где можно будет меньше зависеть от санкций", — отмечает Жужжалов.
Станкевич к актуальным трендам санкционного права относит:
- релокацию бизнеса;
- перевод активов;
- изменение корпоративной структуры, взаимоотношений с иностранными контрагентами, запросов частных клиентов.
В целом санкционный комплаенс будет востребован, даже если санкции отменят, в этом эксперты единодушны. Хасанова считает, что инструмент достаточно долговечен: многие санкционные ограничения в отношении российских компаний действуют с 2014 года.
"Санкционный комплаенс и ранее был актуален из-за санкционных режимов в отношении Ирана, Венесуэлы, Северной Кореи и других стран." - Татьяна Невеева.
Источник: pravo.ru