Как не допустить образования безнадежной дебиторской задолженности. Как контролировать дебиторскую задолженность в условиях моратория на взыскание долгов.

373
4 минуты

Мы начинаем подготовку к третьему онлайн-форуму «Контрагенты-2022». В рамках этого мероприятия мы стараемся ближе знакомить вас с участниками будущего форума. Сегодня представляем вашему вниманию материал от бессменного участника форума – компании Контур.


В сложные времена не всем компаниям удается остаться на плаву. Появляются контрагенты на грани банкротства, сделки с ними чреваты появлением невозвратной дебиторской задолженности. При этом мораторий запрещает взыскивать долги с недобросовестных деловых партнеров.

О том, как бизнесу минимизировать риски сейчас, рассказала Елена Катаева (API Контур.Фокуса).


Мораторий на банкротство — это временное ограничение на возбуждение дел о банкротстве в отношении некоторых категорий должников. Если в этот период кредитор подаст заявление о банкротстве должника, арбитражный суд его не примет. Мораторий не распространяется на процедуры, которые начались до его введения.


Проще предотвратить, чем взыскать

Бороться с невозвратами дебиторской задолженности стоит до ее появления. Здесь не обойтись без тщательной проверки контрагентов еще до подписания договора и согласования условий сотрудничества.

В первую очередь следует оценить финансовое положение контрагента. Есть несколько симптомов, которые могут напрямую или косвенно указывать на высокий риск невозврата долга. Например, частая смена руководителя или учредителя, изменение регистрационных данных с одного региона на другой, ухудшение финансовых показателей за последние три года, а также нахождение в особых реестрах ФНС.

Кроме того, при оценке рисков важно обращать внимание не только на деятельность самого бизнес-партнера, но и на связанные с ним компании. Если в структуре, в которую он входит, организации банкротятся одна за другой, те же самые проблемы вероятны и у него. При анализе лучше ориентироваться не только на данные из официальных источников, но и на информацию от поставщиков и клиентов этого контрагента, истцов, которые судились с ним в арбитражном суде.

Не лишней будет и выездная проверка на территорию контрагента, чтобы лично убедиться в реальности адреса регистрации, наличия складов, оборудования, необходимых для исполнения обязательств по договору.

Мониторить состояние делового партнера

В контроле над дебиторской задолженностью крайне важен мониторинг. Например, у контрагента компании сменился руководитель - под началом преемника в прошлом обанкротилось уже несколько компаний. Это повод временно прекратить отгрузки по постоплате и отправить этого партнера на дополнительную проверку службе безопасности. Если же руководитель сменился, но других критических факторов нет, то можно ограничиться обновлением данных в информационных системах. 

Рекомендуется не делать исключений для давних партнеров, даже если с ними связывают дружеские отношения. Ситуация может измениться в любое время, и далеко не каждый контрагент будет уведомлять о переменах в своем бизнесе, особенно негативных. 

Диагностировать проблемы у контрагента можно двумя способами: 

-       Вручную собирать информацию по открытым источникам. Но если у компании более тысячи контрагентов, лучше автоматизировать этот процесс. Практика показывает, что даже 300 контрагентов потребуют колоссальных трудозатрат для постоянного мониторинга. 

-       Автоматизировать процесс контроля. Это позволит исключить рутину, ошибки из-за человеческого фактора; отслеживать изменения по всей базе клиентов и поставщиков либо по сформированным спискам; своевременно оповестить об изменениях службу безопасности, коммерческий отдел, бухгалтерию или других специалистов. 

Заранее оценить вероятность банкротства 

Мораторий, введенный как мера поддержки в сложной экономической ситуации, дает возможность ослабевшему бизнесу “поправить здоровье‎», но одновременно снимает обязательства перед кредиторами. Получить назад свои деньги становится затруднительно.


По данным Федресурса, кредиторы в 2021 году потеряли 4 трлн рублей, эта сумма была списана по результатам всех процедур банкротства.

Статистика свидетельствует о том, что в ходе банкротных процедур погашается только 1,7% требований незалоговых кредиторов. В итоге в процессе банкротства должники списывают 98,3% долга


Если компания-должник не сумеет выправить свое финансовое положение, ее банкротство лишь вопрос времени. Когда ограничения моратория будут сняты, то, скорее всего, долги будут списаны, потому что с компании уже будет нечего взять. Именно поэтому сейчас особенно важно уделять внимание предпосылкам банкротства и малейшим изменениям у клиентов и поставщиков.

Специальные сервисы проверки контрагентов способны рассчитать вероятность неплатежей компании с разной степенью риска: высокой и средней. Робот найдет рисковые факторы по каждому юрлицу и выделит цветом проблемные компании. Например, если программа выявит факторы, связанные с грядущей ликвидацией, банкротством, падением выручки на 50%, то фирма будет выделена красным. Наличие за последние 12 месяцев сведений о банкротстве руководителя, ограничениях операций по банковским счетам укажет на среднюю степень риска - компания будет выделена желтым цветом. Список проблемных контрагентов сформируется автоматически, остается только проанализировать каждый конкретный случай. Маркеры, по которым высчитывается вероятность банкротства, можно настроить по принятому регламенту проверки вашей компании, что исключит неоправданное срабатывание стоп-сигналов.


5 типичных ошибок, которые приводят к невозвратной дебиторской задолженности:

  1. Пренебрежение проверкой нового контрагента и его связей.
  2. Отсутствие контрольной проверки контрагента перед отгрузкой товара.
  3. Отсутствие мониторинга базы покупателей и поставщиков.
  4. Излишнее доверие к давним деловым партнерам.
  5. Невнимание к предпосылкам возможного банкротства.